Новости

Новости

Основные тенденции развития высшего образования обсудили в РАНХиГС (ВИДЕО)

17 Мая2019
Основные тенденции развития высшего образования обсудили в РАНХиГС (ВИДЕО)

16 мая в Президентской академии состоялся семинар «Основные тенденции развития высшего образования в России», в рамках которого были представлены два доклада представителей Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС.

Экспертный семинар был организован ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Велась и прямая трансляция семинара на регионы России. Модератором мероприятия выступила заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина.

Открыл мероприятие доклад директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, директора по стратегии и методологии Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, члена экспертной группы по Национальному проекту «Образование» и рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» Татьяны Клячко «Тенденции развития высшего образования». В своем выступлении руководитель ЦЭНО представила тенденции развития высшего образования в России и сравнила их с общемировыми трендами в данной сфере. По данным Всемирного банка, Россия уже фактически вошла в первую десятку стран-лидеров по качеству общего образования, в настоящее время задача состоит в том, чтобы удержать и развить достигнутые позиции. В то же время, в докладе Татьяны Клячко было показано, что современные студенты все чаще выбирают практико-ориентированное обучение и непрерывное образование – МООС, дистанционные курсы, краткосрочные курсы. Эти данные подтверждают тезис главы IBM Джинни Рометти: «Технологии меняют мир так быстро, что тратить время на учебу в университете становится бессмысленно». По мнению директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, сегментирование рынка труда будет определяться, в том числе, детерминацией линейных и нелинейных трудовых траекторий, выбираемых современной молодежью.

В обсуждении доклада приняли участие заместитель директора по научно-организационной работе ИСРО РАО Екатерина Бебенина, ведущий научный сотрудник ЦЭНО Валерий Григорьев, начальник управления образовательной аналитики Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Татьяна Пуденко, генеральный директор Центра универсальных программ Наталия Типенко и другие эксперты. Главное темой обсуждения стала проблема сохранения фундаментального образования в системе высшего образования при все большей ориентации на практико-ориентированное обучение.

С докладом «Механизмы оценки текущего состояния и тенденций развития в системе высшего образования: проблемы и перспективы» выступил ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Владимир Куклин. В докладе представлены результаты анализа действующих механизмов оценки вузов (рейтингов, аккредитации, систем мониторинга) в контексте их использования: для оценки степени реализации принятых решений по развитию системы высшего образования; для принятия управленческих решений на уровне отдельного вуза; для принятия управленческих решений на федеральном уровне. Эксперт раскрыл такие вопросы информационного обеспечения механизмов оценки, как актуальность, доступность и достоверность информации, необходимой для анализа и принятия решений, а также обеспечения необходимой степени конфиденциальности этой информации. По мнению Владимир Куклин, для российской системы высшего образования целесообразно разработать модель рейтингования, в большей степени ориентирующуюся на цели и задачи отечественной образовательной политики.

В обсуждении доклада выступили ведущий научный сотрудник ЦЭНО, член-корреспондент РАО Вадим Гриншкун, заведующий лабораторией комплексного анализа и прогнозирования ИСРО РАО Константин Лебедев, Елена Полушкина, руководитель исследовательской группы Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» Алексей Чаплыгин, другие эксперты.

По мнению Алексея Чаплыгина, проблема стала актуальной для всего комплекса национальной системы образования, науки и экономики. В системе рейтингования необходимо использовать и наработки в области искусственного интеллекта, и большие данные, и иные инструменты, применимые в условиях развития цифровой экономики. В то же время зарубежные системы в своих моделях рейтингования практически не учитывают такой значимый элемент непрерывного образования, как дополнительное профессиональное образование. У России же в этой области есть серьезные результаты, в первую очередь у сетевых структур – Московского государственного университета путей сообщения и РАНХиГС. Эксперт подчеркнул, что если говорить о создании национальной системы рейтингования или усовершенствовании существующей модели, то стоит задуматься над созданием некой надстройки в виде экспертной системы, которая сможет проводить рейтингование с использованием информационных технологий практически в режиме реального времени. В подведении итогов семинара принял участие вице-президент Российской академии образования Николай Малофеев.

По итогам мероприятия было принято решение о том, что следующий экспертный семинар будет проведен в Президентской академии 13 июня по теме «Дополнительное профессиональное образование: сегодня и завтра».

Презентация Т. Клячко
Презентация В. Куклина

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления