Новости

Руководитель центра РАНХиГС Андрей Покида: «Репетиторы перестроились на дистанционный формат работы»

23 ноября 2020
Руководитель центра РАНХиГС Андрей Покида: «Репетиторы перестроились на дистанционный формат работы»

Смог ли рынок образовательных услуг и, в частности, рынок услуг репетиторов адаптироваться к новой «короновирусной» реальности? И насколько востребованы школьниками дополнительные занятия в условиях, когда основные перешли в дистант? Подвержен ли спрос на работу репетиторов влиянию кризиса, вызванного пандемией, и вообще влиянию внешних факторов? И в какой мере этот спрос привязан к подготовке к итоговым испытаниям в школе? Руководитель Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Андрей Покида рассказал сайту Академии, как во время пандемии чувствует себя рынок частных педагогических услуг и считают ли репетиторы удобным для себя выходить из «тени»?

– Из-за пандемии значительно пострадал рынок услуг. Как во время пандемии чувствовал себя рынок образовательных услуг и, в частности, такой его сегмент, как репетиторские услуги? Снизились ли доходы репетиторов в этом году?

– В настоящее время на отечественном рынке труда порядка 15 млн самозанятых. Их профессиональная деятельность в основном связана с предоставлением различных услуг или работ населению.

Действительно, мы наблюдаем, что пандемия нанесла серьезный урон по рынку предоставления услуг. Исследование показало, что в результате пандемии в материальном плане весьма значимо пострадали самозанятые граждане. Из них на ухудшение материального положения пожаловались 57,3%. Для сравнения: среди работников, занятых по найму на предприятиях государственной формы собственности, таких респондентов оказалось 30,9%.

Современная ситуация продемонстрировала, что многие самозанятые, работающие в официальной и, особенно, в «теневой» экономике, оказались в положении не только отсутствия какой-либо социальной поддержки, но и возможностей получения дохода.

Состояние рынка услуг целиком зависит от потребительской активности населения. Однако различные ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, а также общее снижение покупательской способности ряда граждан привели к значительному сокращению потребления населением платных услуг.

В этом отношении репетиторские услуги не являются исключением. Хотя стоит заметить, что данный вид образовательных услуг смог довольно оперативно перестроиться на дистанционный формат работы. Тем не менее, ряд граждан на время был вынужден несколько ограничить контакты с репетиторами в силу разных обстоятельств. Это и технические сложности, и вопросы к качеству услуг дистанционного формата. В целом, безусловно, в текущем году доходы населения от репетиторской деятельности несколько упали. Уровень падения оценить довольно сложно, поскольку значительная часть репетиторских услуг находится вне наблюдения официальной статистики.

– Насколько этот сегмент рынка услуг подвержен влиянию внешних факторов?

– Как уже отмечалось выше, сектор образовательных (репетиторских) услуг, как и рынок услуг в целом, зависим от его востребованности среди потребителей, в том числе их покупательской способности. Образование – важный элемент становления личности. Сложная эпидемиологическая ситуация не отменяет необходимости подготовки детей к школе, школьников – к поступлению в различные образовательные учреждения, да и просто в расширении кругозора детей и взрослых, приобретении новых навыков. В представлении многих людей качественное получение знаний и навыков возможно только с помощью индивидуальных занятий с преподавателем, поэтому репетиторские услуги будут и в дальнейшем востребованы у населения. Их ограничение может быть только связано с покупательской способностью граждан.

– Каков процент педагогов, для которых репетиторство – основной род занятий?

– Результаты исследования показывают, что на российском рынке платных репетиторских услуг занято около одного миллиона педагогов. Преимущественно для большинства из них оказание репетиторских услуг — это дополнительная и не всегда регулярная форма занятости в свободное от основной работы время. И только примерно для 15-20% репетиторов это основная и единственная форма занятости. Как правило, репетиторством заняты женщины с высшим образованием преимущественно в возрастной группе 40-60 лет.

– Каков процент репетиторов, которые предпочитают работать легально? Сколько ИП и самозанятых, а сколько остаются в «тени»?

– По сути, репетиторы представляют одну из профессиональных групп самозанятых. Данные исследования показывают, что в двух из трех случаев репетиторские услуги, как правило, оказываются без официального оформления. Многие репетиторы не желают официально оформлять свою деятельность, т.к. занимаются частной практикой время от времени, поэтому не видят смысла в регистрации.

Как показывает практика, репетиторы чаще всего находят учеников, потребителей своих услуг «по знакомству» или пользуются рекомендациями заказчиков или коллег. Такая форма поиска клиентов и дальнейшее взаимодействие репетиторов с заказчиками, основанное на личных контактах, осложняет для органов власти выявление и контроль их деятельности, чем репетиторы и другие группы самозанятых и пользуются, часто работая неофициально.

– Насколько услуги репетиторов привязаны к оказанию услуг именно к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ? И насколько этот рынок адаптивен и гибок – особенно в условиях пандемии, когда сложно что-то прогнозировать и можно ожидать всего – даже введения дополнительных мер ограничений в период подведения итоговых результатов, как было, например, в прошлом учебном году?

– В настоящее время у родителей старшеклассников, да и у самих учащихся есть стойкая уверенность, что невозможно хорошо подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ без получения частных занятий с репетиторами. Многие преподаватели ориентируются на подготовку старшеклассников именно к данным экзаменам.

Даже если предположить, что пандемия вынудит пойти на введение каких-либо дополнительных ограничений в сфере образования, то, по существу, это может отразиться только на привычном очном формате как обучения, так и сдачи экзаменов. Дистанционный формат никуда от нас не уйдёт. Думается, что в данных условиях услуги репетиторов не только не потеряют актуальность, но и могут стать более востребованными.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления