Новости

Новости

Сергей Календжян: «Нам удалось создать конкурентоспособную бизнес-школу полного цикла»

17
Декабря2019
Сергей Календжян: «Нам удалось создать конкурентоспособную бизнес-школу полного цикла»

В этом году Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС отметила 25-летие. Ее директор и один из основателей, заслуженный экономист РФ, профессор Сергей Календжян рассказал, как все начиналось и какие перспективы у школы есть сегодня.

– Сергей Оганович, начало 90-х – не самое простое время для такого стартапа, как бизнес-школа. Или это только на первый взгляд так кажется?

– К 90-м годам прошлого века назревала острая потребность в управленческих кадрах, которые могли бы работать в условиях создания кооперативов, совместных предприятий и в целом перехода от плановой к рыночной экономике. Надо было удовлетворить эту потребность и при этом самому выучить новые инструменты маркетинга и менеджмента, мотивации персонала и финансов. Тогда страна переживала масштабный кризис. Сама жизнь заставляла придумывать что-то новое. И этим новым стали разработка и запуск коммерческих учебных программ.

После распада СССР наша Академия стала Академией народного хозяйства при Правительстве РФ. Всем ее сотрудникам надо было адаптироваться к новым условиям. К нам прибыла делегация Йоркского университета (Канада). Они предложили группе из 15 слушателей Академии пройти обучение у них в университете. Тогда ректор Академии Абел Аганбегян поручил мне собрать группу слушателей, говорящих по-английски, и выехать с ними в Канаду. Программа была посвящена ведению бизнеса в рыночной экономике, сотрудничеству в формате «Восток–Запад», бизнес образованию, изучению и преподаванию на основе кейс-метода. Так все и началось.

– Какие проекты Вы начали в то время?

– При содействии моего друга – профессора, директора первой в России дневной программы МВА Ахмеда Шамова я прошел отбор на программу бизнес-школы IESE для преподавателей и руководителей учебных программ российских учебных заведений. В начале 90-го года началась трехмесячная стажировка в кампусе IESE в Барселоне. Там я встретился с деканом этой бизнес-школы профессором Карлосом Кавалье и известным профессором Педро Нуено. Для меня это был мощный импульс: именно тогда я окончательно решил создать бизнес-школу. После долгих согласований в Академии мы запустили программу с особым названием «Евроменеджмент – мастер делового администрирования для руководителей». Так бренд «Евроменеджмент» превратился в синоним нашей бизнес-школы. И до сих пор это – наша визитная карточка.

– Что за это время удалось создать в ВШКУ?

– Конкурентоспособную бизнес-школу полного цикла. У нас гармонично сочетаются программы дополнительно образования МВА, ЕМВА и DBA с программами бакалавриата и магистратуры. Наши программы высшего образования ориентированы на бизнес, коммерцию, торговлю, логистику и корпоративное управление. Самое главное –наши выпускники достигают больших успехов.

Уже 25 лет мы проводим уникальную учебную программу «Евроменеджмент» со специализацией в сфере управленческих навыков (soft skills).

Модуль «Евроменеджмент» интегрирован во все флагманские программы дополнительного образования МВА, ЕМВА и DBA.

Кроме того, мы были пионерами развития аутсорсинга и делегирования полномочий. Мы помогли многим компаниям осуществить успешную трансформацию менеджмента. Они перешли от авторитарных методов управления к демократическим.

Масштабный рост ВШКУ был связан с проведением корпоративных программ обучения во многих регионах России и Казахстана. В этой области мы были первыми в нашей Академии, да и в стране.

Все эти годы мы проводили прикладные семинары-практикумы в Германии. Наши слушатели знакомятся там с руководителями ведущих компаний, общаются с ними. Участники наших семинаров видят отличительные черты европейского подхода к управлению компанией. В основном, отличия самые простые: коммуникация и горизонтальные связи, создание атмосферы инноваций и вовлеченности, делегирование полномочий.

– Насколько навыки, которым вы обучаете студентов, применимы в управлении российскими компаниями? Нужно ведь многое учитывать. Например, разность менталитетов…

– Это ключевой вопрос, который многих волнует. Нам удалось разработать механизмы адаптации немецкой модели евроменеджмента к российской бизнес-среде. И то, что наши студенты параллельно с обучением в ВШКУ осуществляют трансформацию менеджмента внутри своей компании, и есть результат нашей деятельности. Мы исходим из того, что управленческие навыки можно приобрести. Существуют специальные техники общения руководителя с сотрудниками, сотрудников между собой, горизонтального информирования и коллегиального взаимодействия… Всему этому можно обучить. Поэтому у нас есть стандарты проведения критических бесед, поощрительных бесед, стандарты проведения различных видов совещаний. Например, важными являются совещания, на которых руководитель хочет обсудить с сотрудниками новую идею и получить от них ценные предложения, основанные на их профессиональном опыте и специальных знаниях. Для этого проводится консультационное совещание. На этом совещании руководитель должен вести себя иначе, чем на тех совещаниях, к которым мы привыкли в нашей стране. Здесь все должно проходить в формате круглого стола или же в форме просто беседы с сотрудниками, когда шеф уходит со своего кресла руководителя и обсуждает проблему на одном уровне с сотрудниками.

Я уверен: евроменеджмент имеет большую перспективу в нашей стране. Ведь нет другого решения, если нужно привлечь сотрудников, которые умнее тебя. Это можно сделать не только за счет денег, которых всегда не хватает, но и за счет отношения к сотрудникам и качества менеджмента.՝

– Что такое ВШКУ сегодня?

– Это, в первую очередь, три наших флагманских программы бизнес-образования: MBA, Executive MBA и DBA. Мы первооткрыватели DBA в России, и именно у нас самые большие наборы на эту программу в стране. У нас также очень успешные программы Executive MBA и Евроменеджмент-MBA, которые всегда пользуются устойчивым спросом.

Кроме того, мы очень успешно в последние годы развиваем магистратуру и бакалавриат. Уже есть шесть программ магистратуры. Планируем открыть еще одну. Мы заметно выросли, особенно хорошие результаты показывают программа «Управление развитием бизнеса (компании)» и программа «Корпоративное управление и стратегическое развитие бизнеса». Мы расширяем бакалавриат в области торговли, коммерции и логистики. В этом году мы достигли 30-процентного роста бакалавриата.

– Какие программы появятся в ближайшее время и в чем их особенности?

– Мы очень хотели открыть в 2020 году программу, которая бы соединяла маркетинг и продажи в современном бизнесе. И после долгих дискуссий с руководством нам дали возможность открыть программу бакалавриата «Технологии продаж в современном бизнесе», которая диверсифицирует и расширяет поле нашей деятельности.

Мы запускаем новую программу магистратуры – «Коммерциализация и управление объектами интеллектуальной собственности». Может быть, название несколько тяжелое на слух, но проблема для нашей страны существует: мы отстаем в скорости превращения интеллектуальных ресурсов нашего народа в успех в бизнесе.

Очень важное для нас новое направление – создание программы для высших руководителей, в том числе тех, которые успешно окончили программу DBA, но хотят продолжать развиваться как управленцы. Программа будет называться «Корпоративное управление в цифровую эпоху». Она предназначена, в первую очередь, для владельцев и акционеров компаний, независимых директоров и топ-менеджеров акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Кроме того, с Cass Business School Университета Лондона (Великобритания) будем запускать новую программу инновационную программу для российского рынка – это магистерская программа двух дипломов Global Logistics and Supply Chain Management. Это большое событие для нас. Официальное открытие программы с участием ректора РАНХиГС Владимира Мау и Посла Великобритании Лори Бристоу прошло совсем недавно, но уже есть первые желающие. Будет непросто: тут и очень высокая цена, и очень высокие требования к знанию английского языка. Зато у наших студентов появилась возможность получить сразу два диплома: диплом одной из лучших бизнес-школ в Великобритании и РАНХиГС.

– Что можно сказать об интернационализации ВШКУ?

– Интернационализация, международные аккредитации и рейтинги – это не только признание на международном уровне, но и возможность постоянно развиваться, совершенствовать качество наших программ и процессы управления бизнес-школой.

Первую международную аккредитацию ВШКУ получила в 2008 г. – это была швейцарско-бельгийская аккредитация ECBE (European Council for Business Education). В 2011 г. мы стали первыми в России, кто получил американскую аккредитацию ACBSP. По мере того, как школа расширялась и развивалась, открывались новые программы и появлялись новые международные партнеры мы приступили к аккредитации АМВА (Великобритания). Сейчас мы имеем аккредитацию AMBA для трех наших флагманских программ МВА, ЕМВА и DBA на 5 лет. Очень важно то, что ВШКУ – единственная бизнес-школа Восточной Европы, которая имеет аккредитованную АМВА программу DBA.

Сейчас наша новая задача – получение аккредитации AACSB (США). Мы прошли первые этапы аккредитационного марафона, уже два раза к нам приезжал ментор, мы посещали специальные семинары AACSB для бизнес- школ-кандидатов на аккредитацию. Весь коллектив ВШКУ вовлечен в процесс аккредитации, и мы верим в успешное завершение нашей работы.

Важный показатель эффективности ВШКУ – ежегодный международный рейтинг Eduniversal (Франция), который оценивает бизнес-школы и программы бакалавриата, магистратуры, MBA и Executive MBA по всему миру. При формировании места в рейтинге учитываются такие важные показатели, как рост доходов выпускников, их карьерное развитие, известность школ и программ на международном рынке. ВШКУ имеет 3 пальмовые ветви Eduniversal, но каждый год улучшает свои позиции. В 2019 году четыре программы ВШКУ вошли в топ-20 программ Восточной Европы, две программы – «Менеджмент в сфере здравоохранения и государственно-частное партнерство» и MBA – попали в мировые рейтинги и вошли в число 50 лучших программ мира.

– Как Вы выстраиваете международное сотрудничество? Какие у Вас приоритеты?

– В сфере международного сотрудничества мы всегда были прагматиками: мы искали партнеров, которые могли предложить оптимальное соотношение цены и качества. Сначала мы плотно сотрудничали с университетами и бизнес-школами США и Канады. Из-за высокой стоимости программ, больших логистических затрат мы постепенно переключились на Европу. Мы работаем с бизнес-школами Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции, Испании, Италии, Голландии, Финляндии, Болгарии, Латвии и Польши. С европейскими партнерами мы успешно проводили и проводим как бизнес-семинары, так и совместные учебные программы.

Мы работаем с Академией AFW и развиваем серию программ «Евроменеджмент», которая обеспечивает нам устойчивое конкурентное преимущество. Кроме этого с Академией AFW успешно занимаемся издательской деятельностью и дистанционными программами.

Когда мы выезжаем в Европу на стажировки, то просим, чтобы занятия проводились в форме тренингов для развития навыков и компетенций для успешной трансформации европейской культуры менеджмента в компании наших слушателей.

Мы много лет подряд ездили в Швейцарию, в Европейский университет, они организовывали для нас ориентированные на практику корпоративные семинары для слушателей программы DBA. Мы знакомились с работой международных организаций, банков, изучали их техники и технологии менеджмента с учетом специфики работы с клиентами и мотивации персонала.

У нас есть позитивный опыт проведения семинаров в Москве для студентов престижных европейских университетов.

– В чем особенность ВШКУ в работе с иностранными партнерами?

– Мы всегда стараемся придумывать что-то новое. Обращаем внимание на содержание программы, возможность ее адаптации к российским условиям, наличие уникальных учебников.

Мы сотрудничаем как с крупными университетами и бизнес-школами, так и с небольшим, но очень эффективными партнерами. Последние уделяют гораздо больше внимания нашим потребностям и запросам, стараются найти нестандартные решения, кроме того, они ориентированы на развитие долгосрочного сотрудничества.

Мы начали работать с азиатскими партнерами из Китая и Южной Кореи. Это новый мейнстрим в нашей деятельности. Первые 25 лет нашей истории – это были годы работы с западом, а теперь следующие 25 лет мы будем интегрировать Запад и Восток. Партнеров с обеих сторон действительно много.

– Какие планы по развитию ВШКУ?

– Мы будем укреплять, усиливать все, что связано с нашими базовыми компетенциями по линии развития управленческих навыков и трансформации менеджмента. Все модули по «Евроменеджменту» (их будет 20) интегрированы во все программы, от бакалавриата до DBA.

Кроме того, мы реализуем программы в дистанционной форме: у нас есть 16 модулей, которые разбиты на три программы, а все программы вместе составляют программный комплекс «система эффективного управления». Число дистанционных программ будет расти: мы понимаем необходимость погружения в цифровую экономику и онлайн образование. Но, понимая важность развития управленческих навыков нового поколения руководителей, в том числе навыков межличностных коммуникаций и делегирования полномочий компетентным сотрудникам, мы будем продолжать уделять повышенное внимание качеству очных занятий. Именно сочетание очных и дистанционных форм обучения в области менеджмента и ведения бизнеса отвечает спросу со стороны наших слушателей.

– Существуют ли факторы, сдерживающие развитие школы?

– Нам нужны помещения. Академия под руководством профессора Владимира Мау проводит огромную работу по модернизации жилого фонда РАНХиГС. Существенно улучшаются учебные помещения. ВШКУ очень заинтересован в успехе строительных и реставрационных проектов Академии. Мы рассчитываем, что в ближайшие годы удастся собраться в одном из корпусов Академии, чтобы обеспечить синергию развития.

Еще один барьер – языковой. Мы придаем большое внимание обучению иностранным языкам. Учим студентов итальянскому и китайскому языкам.

Роль иностранных языков растет при одновременном росте роли социальной компетенции, проактивности, инновационного мышления.

И все же все эти трудности – стимул к развитию. Как говорила Марина Цветаева: «Успех – это успеть», поэтому мы интенсивно трудимся, чтобы идти в ногу с масштабными изменениями в экономике и в обществе.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления