Новости

Новости

Школьный буллинг как вызов педагогическому сообществу

06 Ноября2019
Школьный буллинг как вызов педагогическому сообществу

В Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС состоялась конференция «Изнанка школьной жизни: родители и учителя перед лицом негативных явлений в школьном образовании».

«Поднимите руки, кто хоть раз в своей жизни сталкивался с буллингом», - обратился к аудитории один из спикеров.

Вырос лес рук.  

«Тема школьного насилия суперактуальна. Мы опасаемся ходить  вечером по двору, потому что там либо наши ученики, либо выпускники», - признавались участники конференции.

Травля в интернете (кибербуллинг), детские сообщества, которые собираются в сети для оскорбительного обсуждения учителей, преследование педагогов родителями – все это фрагменты паззла, который называется школьным буллингом. Его жертвами становятся как дети, так и взрослые.

Педагоги, психологи, журналисты, директора школ обсудили пути выхода из ситуации вместе со специалистами из ФИРО РАНХиГС, Министерства просвещения РФ, институтов РАО, НИУ ВШЭ и Академии социального управления (АСОУ) Министерства образования Московской области. 

Разобщенная школа

Участники конференции согласились в том, что травля в детском коллективе – это отражение неблагополучия во взрослом мире.

«Чтобы поступать по справедливости и судить о ней, дети должны иметь такой пример перед глазами еще с детского сада, - напомнила  Алла Шапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования АСОУ. – Если взрослые не выражают активную жизненную позицию, когда видят буллинг, дети учатся не вмешиваться на их примере».  

А между тем российские учителя не только не умеют остановить травлю в детском коллективе, но и сами становятся ее жертвами.

«По данным нашего исследования, 70% учителей сталкиваются с буллингом со стороны учеников. Чаще всего дети травят учителей со сложным материальным положением», - сообщил Александр Милкус, заведующий лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ, обозреватель по образованию и науке ИД «Комсомольская правда». 

Школьники, которые насмехаются над своими педагогами, следуют семейному примеру. Уже в первые минуты конференции представители школ заявили: «Необходимо защищать учителей и социальных педагогов от родителей учеников».

Хуже всего, когда такой пример подают учащимся сами педагоги. «Более опытные преподаватели в педагогическом коллективе травят молодых учителей», - рассказала одна из участниц конференции.

За минувшее десятилетие изменилось представление общества о школе. Многие  родители воспринимают ее не как место взросления и творческого роста и даже не как надежный «сейф», в который можно сдать ребенка перед рабочим днем.

Теперь здесь каждый за себя и один против всех.

«Школа – это опасное место, где собираются незрелые личности», - шутливо описал это мнение один из участников дискуссии.

Лики травли

Для аудитории, состоящей из педагогов и школьных руководителей, буллинг – синоним целого комплекса проблем и почти всех негативных тенденций, которые наблюдаются в современном обществе. 

Анатолий Витковский, шеф-редактор информационно-аналитической системы для руководителей и специалистов сферы образования «Директория», напомнил собравшимся, что современные дети живут в ситуации тотального недоверия к учителям.

Он сослался на результаты социологического исследования, проведенного магистрантом Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимиром Погодиным. Тот установил, что даже в самой успешной школе старшеклассники не доверяют своим учителям, а педагоги не стремятся наладить с ними доверительные отношения, несмотря на внешнее благополучие и высокие академические достижения учеников.  

Это показывает, как широка полоса отчуждения между учителями, учениками и семьями. Родители не верят, что педагоги и школьная администрация способны понимать чувства их детей.

Директора школ приводили примеры, когда жертвы буллинга по несколько месяцев не признавались родителям, а те не сообщали в школу, уверенные, что учителя и директор  не смогут или не захотят повлиять на учеников.

В школьных дворах и коридорах складывается психологический типаж «свидетеля», который пассивно участвует в буллинге, все видит и сочувствует жертве, но боится вступиться за нее. 

Дети, оказавшись наедине со своими проблемами, перестают верить в справедливость.

Во время конференции директора школ и психологи предупредили, что складывается принципиально новое явление: буллинг особых детей, которые раньше посещали специализированные школы, а теперь пришли учиться в обычные классы. Это нивелирует ценности инклюзивного образования: особые дети не только не приобретают позитивного опыта социализации, но гарантированно становятся школьными изгоями.

Классные руководители не готовы взять на себя роль модераторов в школьном коллективе: их никто этому не учил. 

Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, обратил внимание слушателей на то, что сегодня при подготовке учителей в России не отрабатываются технологии управления классом. «А это играет ключевую роль в качественном образовании», - пояснил он.

 «Если ребенок попадет к учителю, который умеет управлять классом, буллинга будет меньше?» - уточнила Ксения Киселева, главный редактор всероссийского интернет-портала Министерства просвещения РФ растимдетей. рф.

Загвоздкин ответил утвердительно, подчеркнув, что технологии управления классом изучаются во всех экономически развитых странах. Например, в  школах Финляндии, где фиксируется самая низкая тревожность детей. Это не мешает финским школьникам показывать высокие результаты в сравнительных международных исследованиях.

Сплоченность неравнодушных

Проблема школьного буллинга давно вышла на национальный уровень. В России создан портал  для детей и взрослых травлинет.рф, поддерживаемый Фондом президентских грантов. Появляются региональные инициативы.

Однако в представлении взрослых граница детских конфликтов весьма размыта. Чаще всего родители (а иногда и учителя) не улавливают, когда насмешки и подножки переходят в организованную школьную травлю.

Этому были посвящены мастер-класс научных сотрудников ЦППО Академии социального управления М. Малыгиной и А. Белевич «Методика для диагностики способности взрослого различать буллинг» и В. Чал-Борю и Е. Поярковой «Развиваем эмоциональную компетентность родителей с помощью программы “Жизненные навыки”».

Анна Шапкина, научный сотрудник Института повышения квалификации учителей (Германия) рассказала педагогам о программе развития эмоциональной компетентности в детских садах Германии. Это  подготавливает детей 2-3 лет к неприятию буллинга. «Чем раньше начинать эту работу, тем лучше, - объяснила ведущая. – Тогда нам не придется разъяснять школьникам в 5-м классе, что такое справедливость».

С 2-3 лет в немецких детских садах учат доверять себе, гордиться своей семьей и культурой, рассказывают о многообразии человеческого общества, дают примеры активного вмешательства, если кто-то ущемляет чужие права. Здесь считают, что дети раннего возраста должны участвовать в устранении несправедливости, чтобы приобрести в дальнейшем чувство собственной эффективности.  Малышам читают на двух языках (например, на немецком и русском), приучают к виду необычных языков, показывая иллюстрированные книги с параллельным немецким и грузинским текстом. Буквы на их игровых кубиках дублируются шрифтом Брайля для слабовидящих. С помощью этого опыта ребенок понимает, что испытывает его сверстник-мигрант, который не говорит по-немецки, и как воспринимает мир мальчик или девочка, которые «видят» пальцами. 

Участники конференции согласились, что невозможно бороться с буллингом без дополнительных усилий школьной администрации и без координации действий между учителями и родителями учеников. Было выдвинуто предложение о создании в образовательных организациях анонимной службы, которая могла бы отслеживать случаи травли и бороться с ними.

«Сплоченность неравнодушных – единственная возможность справиться со школьным буллингом», - заявила в заключение модератор дискуссии Светлана Кривцова.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления