Новости

Новости

Социологи РАНХиГС: половина россиян пользуется теневым рынком труда

29
Октября2019
Социологи РАНХиГС: половина россиян пользуется теневым рынком труда

Чем состоятельнее граждане, тем чаще они пользуются услугами тех, кто трудится без официального оформления. По данным Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, всего один процент россиян негативно относится к теневому рынку труда и только два процента из 1215 опрошенных в 27 субъектах РФ оценивают его «скорее, отрицательно». 88,8% работающих одобряют деятельность самозанятых и готовы поддерживать ее по мере собственного благосостояния.

Из рук в руки: так предпочитают платить 50% граждан

Социологи задались вопросом: как относятся россияне к услугам частников в 2019 г., когда интенсивность их собственного потребления снизилась? Ученые предложили участникам исследования список из 11 видов типичных услуг (работ). Во время доверительной беседы face to face респондентам предложили рассказать, какие из них они покупали у частников за прошедший месяц и почему. Ответы сравнили с исследованиями 2013, 2016 и 2019 гг.

Выяснилось, что «теневой рынок» самозанятости для россиян – по-прежнему один из главных источников рабочей силы. В 2006 г. к нему обращались 56% опрошенных, в 2016 г. – 51,3%, в 2019 – 50%.  Снизились только расходы граждан на эти услуги.

В 2013 г. одно домохозяйство тратило, в среднем, 7,4 тыс. руб. на услуги самозанятых; в 2016 г. – 6,1 тыс. руб., в 2019 г. – около 4,8 тыс. руб.

«Основной фактор, определяющий количество потребителей “теневого” рынка товаров и услуг – уровень материального положения семей», - объясняет Андрей Покида, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС. – Чем он выше, тем больше включенность потребителей в данный процесс. Представления о том, что это неправильно, не имеют для них значения. Данный вывод справедлив не только по отношению к «теневой» сфере, которой посвящено наше исследование, но и для всего рынка товаров, работ или услуг.

Россияне стали меньше платить репетиторам

За один месяц опрошенные вызывали таксистов-частников (12,3 %), массажистов и медсестер (11,9%), пользовались частной службой автосервиса (10,3%). Респонденты шили одежду у портних-надомниц и чинили обувь в частных мастерских (9,5%), нанимали рабочих для ремонта квартиры и сантехники (9%), обращались к специалистам по бытовой и компьютерной технике (7,1%). 5% участников опроса платили за выполнение строительных работ, 3% приглашали бэби-ситтера для ребенка или сиделку для пожилых членов семьи, а 1,7% предпочитали услуги частников для уборки квартиры или ведения домашнего хозяйства. Все это оплачивалось «из рук в руки».

Популярность многих услуг снизилась. В 2006 г. жители нашей страны ежемесячно платили частникам за условные 2,2 услуги или работы. В 2013 г. они передавали деньги «из рук в руки» за условные 1,9 услуги, в 2016 г. – за 1,7, а в 2019 г. – за 1,6 услуги.

В 2001 г. 15,8% нанимали частников для ремонта квартиры, в 2009 г. – 9%. За пошив и ремонт одежды в начале 2000-х платили почти 20%, сегодня – 9,5%. В 2004 и 2006 гг. пятая часть опрошенных использовала частным образом услуги медсестер и массажистов, сегодня только 11,9%. 

Снизились и финансовые возможности россиян. В 2016 г. одно усредненное домохозяйство платило «мимо кассы» за налаживание сантехники и мелкий ремонт в квартире 27,9 тыс. руб., а в 2016 г. – до 15,1 тыс. руб. 

В 2019 г. всего 6% респондентов оплачивали занятия с частным педагогом для своего ребенка, несмотря на то, что опрос проводился в топовом для репетиторов месяце (апреле). В 2001 г. за частную помощь ребенку по школьным предметам и для сдачи государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) выкладывали деньги 10,5% опрошенных, в 2004 – 9,8%, в 2006 – 10, 4%.  Вскоре после введения обязательного ЕГЭ россияне снизили свои расходы на репетиторов: в 2013 г. они тратили на эти цели всего 4,6/%. 

Сегодня количество обращений к частным преподавателям, готовящим к ЕГЭ, вновь растет, хотя в субъектах РФ наблюдается снижение стоимости репетиторских услуг. Если в 2016 г. респонденты потратили на них в среднем 5,9 тыс. руб. в месяц, то в 2019 г. – только 4,1 тыс. руб.  (при доле обращений за ними 5,7% и 6,0%).

В 2019 г. участники опроса израсходовали на подготовку своих детей к ЕГЭ меньше средств, чем на ремонт компьютеров и бытовой техники, но больше, чем на присмотр за детьми и пожилыми членами семьи. 

Что заставляет россиян платить мимо кассы?

Главное, что хотели узнать социологи, проводя интервью face to face: что побуждает наших граждан поддерживать теневой рынок занятости?

Более трети участников исследования (42,4 %) признались, что благодаря оплате «из рук в руки» услуги обходятся им дешевле (не надо платить налоги). 36,6% не нравится медлительность аналогичных сервисных центров, которые тратят время на оформление договора. Еще треть (31, 4%) убеждены, что помогают родным и друзьям, приглашая кандидатов по их рекомендации. 25,5% оценивает полученные услуги не слишком высоко (только как «приемлемые») и, возможно, поэтому не считает необходимым их официально оформлять. 23,9% уверены, что частники работают более оперативно. 14,2% сказали, что им проще попросить об услуге знакомых или соседей, а 16,2% признались, что по привычке обращаются к одним и тем же людям.

Только 8,1% опрошенных смущает тот факт, что они передали рабочим деньги без договоров и уплаты налогов. 87,5% ответивших не затрудняются с оплатой из рук в руки. «Это нас не беспокоит», - заявили 59,9% из них. Еще 27,6% ответили с легкой неуверенностью: «Скорее, не беспокоит». 

По мнению ученых, многие россияне не имеют альтернативы услугам частников, которые всегда «под рукой» или в шаговой доступности. Граждане довольны их работой и потому не хотят с ними расставаться. 

Множество россиян занимаются сегодня профессиональной деятельностью без официального оформления. «Но эти люди не могут существовать без поддержки населения, которое дает этой сфере деятельности высокие положительные оценки», - говорит Андрей Покида. – 76,4% опрошенных (отвечали только официально работающие жители российских регионов) убеждены, что самозанятость как форму экономической деятельности необходимо развивать. О ее запрете высказались только 6,2%. Это позволяет говорить о предпосылках развития самостоятельной занятости на российском рынке труда в ближайшей перспективе.

Мониторинг

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления