Новости

Спорт с приставкой «кибер». Руководитель Ассоциации компьютерного спорта Ратибор Попов – о сотрудничестве с РАНХиГС и о том, почему за киберспортом большое будущее

08 декабря 2020
Спорт с приставкой «кибер». Руководитель Ассоциации компьютерного спорта Ратибор Попов – о сотрудничестве с РАНХиГС и о том, почему за киберспортом большое будущее

Как отличить геймера от киберспортсмена? Где заканчивается просто компьютерная игра, за долгое сидение за которой ругают родители, и начинает спорт, упорное покорение вершин которого – предмет всеобщей гордости. И вообще: что такое киберспорт и почему он не просто набирает популярность, но и признан в России официальным видом спорта? Как тренироваться, если ты не просто спортсмен, а кибер? И какие подводные камни есть на этом малоизведанном пока пути? Руководитель Ассоциации компьютерного спорта Ратибор Попов рассказал сайту Академии, чем занимаются киберспортсмены, в каких кадрах нуждается развивающаяся кибериндустрия и как Ассоциация взаимодействует с Президентской академией.

 

О том, где кончается игра и начинается спорт

– Отчего вдруг часть привычных компьютерных игр стала спортом, а часть так и осталась досугом? Что такое киберспорт? Как разобраться?

– Киберспорт и гейминг – действительно разные понятия. Суть проста: гейминг – это просто любые игры. Все подряд. А киберспорт – это игра, в которой есть возможность соревновательного процесса, где можно сформировать команду и соревноваться, выполняя те или иные задачи. То есть, к примеру, Counter-Strike – это изначально игра, где ты заходишь своей командой и решаешь поставленную задачу – обезвредить бомбу, установить бомбу, в других играх надо доехать первым до финиша, снести базу, захватить базу и так далее… Ты должен успеть первым и выполнить задачу лучше соперника. Это и есть главная разница между киберспортом и геймингом.

– Понятно. А когда уже пора переставать ругать своих детей за то, что они постоянно играют в компьютерные игры – и это еще гейминг, и начинать хвалить – потому что это уже киберспорт?

– Тут как раз есть определенные сложности. Сейчас идет большая смена поколений – родителями стали те, кто и сам играл в тот же Counter-Strike. И они уже несколько иначе относятся к увлечениям своих детей, чем их родители. Они более лояльны и менее предубеждены против компьютерных игр.

Но и тут, как обычно, надо быть внимательным и осторожным: одно дело, когда ребенок тренируется, готовится к соревнованиям – у него режим, он четко видит свою цель. И совершенно другое дело, когда он бесконтрольно играет в любые игры сутки напролет. Это не киберспорт!

Так что совет такой же, как и во всем остальном, что касается ребенка: надо смотреть, интересоваться, чем занят ребенок, и направлять его.

– А как появилось вообще понятие киберспорта? Почему вдруг компьютерные игры превратилась в спорт?

– Вы наверняка помните, как все начиналось в нулевых: в компьютерных клубах собирались целые команды и «рубились» в популярные тогда игры. Вот так все и зарождалось. Я сам как раз лет 15 назад, так и начинал: делал свои первые турниры, которые мы проводили в компьютерных клубах. Да, это было одно направление.

Потом интернет пришел в каждый дом, и компьютерные клубы – даже самые крупные, позакрывались, народ осел дома. Зато появилась возможность не просто играть самому или с друзьями, а играть с людьми во всем в мире. И всем было интересно, как это делать. Мы смотрели тогда разные ролики, как играли шведы, немцы, и, конечно, было интересно посоревноваться против каких-то европейских, американских команд.

В России киберспорт признавали два раза – в начале 2000-х годов, а потом вывели из реестра видов спорта, и относительно недавно – в 2016-ом опять вернули в реестр. Сейчас – момент становления, многие процессы пока не выстроены. Создана федерация, государство пытается начинать регулировать сферу, но, на мой взгляд, тут должны работать несколько другие механизмы. Объясню.

Что такое вообще киберспорт? Он изначально не подходит под рамки обычного вида спорта. Давайте сравним с футболом: есть футбольное поле, есть мяч, есть ворота и общеизвестные правила. Создать условия для занятий футболом может любой город, деревня или даже сами дворовые мальчишки. А вот компьютерные игры выпускают частные компании. И права на эти игры принадлежат частным компаниям. В любой момент, по каким-то политическим, экономическим или вообще неважно каким мотивам эти компании могут ограничить доступ к своему продукту. В этом отличие организационных моментов киберспорта от всех остальных видов.

 

О структуре индустрии компьютерного спорта

– Тогда в чем миссия федерации киберспорта?

– В этом и сложность: пока нет четко прописанных алгоритмов. Федерация может выдавать разряды спортсменам, вести некий календарь соревнований, но не влияет на процессы, потому что они происходят в другой – негосударственной – плоскости.

Как устроена киберспортивная индустрия? Все мировые чемпионаты проводятся либо компаниями-разработчиками, либо частными компаниями. Игры, повторюсь, выпускаются частными компаниями. Команды, которые участвуют в чемпионатах – это тоже частные компании.

Скажем, мы решили создать команду. Собираем игроков, находим тренера, привлекаем инвестора. Ребята тренируются, мы их выводим на мировые соревнования, регистрируем. Они проходят отборочный этап и – все: мы боремся за призовые фонды. Самые престижные чемпионаты – частные. Самые сильные команды – частные. Куда в этом ряду включить государственное участие – пока не понятно.

– А детский киберспорт? В других видах спорта дети – это всегда как раз и есть поле деятельности государства.

– Тут тоже пока путаница: мы сейчас проводим соревнования в рамках Всероссийской школьной лиги Российского движения школьников. У нас есть десять дисциплин, у каждой из которых свое возрастное ограничение: 7+, 12+, 16+.

А к примеру федерация киберспорта допускает участие детей с 14 лет. Этого возраста присваиваются разряды. Но остается открытым вопрос с их применением – в российской и мировой практике спортивные разряды в киберспорте сейчас не играют существенной роли.

Как выстраивается карьера киберспортсмена? Если юный игрок хочет стать профессионалом и родители не против, то единственный вариант – это попасть в профессиональную частную команду, где он покажет результаты и, соответственно, будет играть на мировой арене. Все.

Сейчас создается нормативная база, определенные рамки, но я не уверен, что киберспорт – эта та сфера, которая выживет, если ее забюрократизировать. Точнее она выживет, но все равно вне рамок документов и установленных ограничений.

– А в других странах как?

– В Америке, где находятся основные разработчики игр, есть свои чемпионаты. У них киберспорт развивается, начиная со школы. Государство оказывает поддержку, есть определенные ассоциации, но основа – частная, все построено на этом. И во всем мире так. Единственный пример, где систему выстраивает государство – это Южная Корея, где киберспорт встроен в систему образования.

У нас в России сейчас идет момент становления, мы пытаемся задать вектор развития киберспорта в правильном направлении. Это, думаю, дело времени.

– Вы – руководитель Ассоциации компьютерного спорта. Чем занимается Ваша Ассоциация?

– У нас есть свой план мероприятий, мы проводим соревнования, помогаем создавать определенные социальные лифты, К примеру, сейчас мы с департаментом образования Москвы и с московским центром «Патриот» проводим Московскую школьную лигу по компьютерному спорту. За полгода провели пять мероприятий, в которых участвовало около 12 тысяч школьников. На будущий год у нас тоже уже есть конкретные планы.

Кроме того, мы взаимодействуем с профессиональными командами, которые участвуют в мировых чемпионатах (в России это, например, команда forZe), чтобы дети- победители наших соревнований могли пройти практику в этих командах.

 

О карьере

– А какая карьера ждет киберспортсмена? С традиционными видами спорта все ясно: там понятная система муниципальных, региональных, федеральных, европейских и мировых соревнований, а дальше уже – Олимпиада. А в киберспорте как?

– Единой системы пока нет – это слишком молодое направление спорта. Есть основные мировые чемпионаты по разным дисциплинам, которые проводят либо сами разработчики, либо определенные мировые турнирные операторы – например, ESL, The International по Dota2 или чемпионат мира по League of Legends.

Если мы берем то, что проводится внутри страны, то у федерации компьютерного спорта есть чемпионат России, есть Кубок России, есть студенческая лига. Мы – Ассоциация компьютерного спорта – сейчас, выстраивая систему, тоже подошли к тому, чтобы проводить некое обучение и отбор. Мы проводим школьные соревнования, соревнования в системе Министерства обороны.

– А есть в киберспорте предельный возраст? Со стороны кажется, что в общем-то можно играть, сколько захочется…

– Спортивная карьера в киберспорте очень короткая – до 25-27 лет максимум. Дальше ухудшается реакция, игроки не успевают за более молодыми соперниками. Когда уходить, как говорится, подскажут молодые.

Есть, конечно, «долгожители» – некоторые и в 30 лет играют. Но это – единицы. Обычно после завершения карьеры спортсмены идут комментаторами, аналитиками, тренерами, менеджерами. Некоторые создают свои команды.

 

О социальных лифтах, зарплатах и женских командах

– Большой спорт – это часто социальный лифт. Мотивация простая: упорным трудом заработать денег. А в киберспорте как?

То же самое. Зарплаты игроков-профессионалов довольно-таки высокие. Плюс призовые, которые они получают, когда побеждают. На каком-то турнире призовой фонд – миллион долларов, на другом два, на третьем полтора, три, пять, семь. И вот они играют весь год, участвуя во всех турнирах, иногда подряд на двух-трех чемпионатах параллельно. И подходя к основному большому турниру, который бывает в конце года (допустим, The International или чемпионат мира по League of Legends), игроки получают определенный финансовый бэкграунд.

А кроме того, нельзя забывать о спонсорах: крупные компании уже давно обратили внимание на киберспорт и киберспортсменов. Потому что аудитория у этого направления растет в геометрической прогрессии: в 2020 году аудитория выросла до 495 млн человек. Пандемия этому, конечно, помогла, но киберспорт и без нее забирает молодую аудиторию у традиционных видов спорта.

Поэтому крупным компаниям-спонсорам тоже интересно в киберспорте. Например, Nike подписал на пять лет контракты с игрой League of Legends, чтобы все игроки были в этой форме. Стали автобренды входить. Сначала Mercedes, потом BMW, Audi.

– А зарплаты киберспортсменов сопоставимы с зарплатами тех же футболистов?

– Ну, футболисты тоже бывают разные… Но в профессиональном киберспорте это довольно немалые суммы. Плюс еще проценты от призовых. Если мы возьмем чемпионат мира по Dota, где общий призовой фонд – более 40 млн долларов, то команда-победитель получает 15 млн долларов. Немало, согласитесь.

А для начинающих игроков – например, в школьной лиге – мы тоже стараемся готовить интересные призы. За первое место – PlayStation 5 консоль, о которой сейчас все говорят.

Мы планируем для победителей лиги поездку в «Артек». Постараемся добавить бесплатный курс обучения от Skillbox или от Skyeng. То есть мотивация и на начальном этапе есть.

– Есть ли женские команды в киберспорте? Вообще делится ли киберспорт на мужское и женское направления?

– Да, делится. Есть женские команды и женские лиги. И в Бразилии активно развиваются, например. И у нас есть женские команды, которые побеждали на больших европейских соревнованиях. Недавно мы проводили всероссийский чемпионат среди юнармейцев «Юнармеец в сети». Там очень сильно удивило количество заявок от девушек. Вначале вообще было ощущение, что мы проводим конкурс красоты, потому что девчонок было очень много.

 

О soft skills и подводных камнях

– Возвращаясь к детям, к играм и вообще к отношению к киберспорту: что развивает киберспорт в ребенке? Понятно, когда мы отдаем детей на футбол, гимнастику и в другие виды спорта – если даже ребенок не станет спортсменом, то мы привьем привычку к здоровому образу жизни, к самодисциплине к правильному режиму труда и отдыха… А тут как? Со стороны кажется, что ребенок просто сидит целыми днями за компьютером!

– Нас часто об этом спрашивают. Главный момент: везде всегда нужна мера. Это к любым видам спорта относится. Можно прийти и убиваться на футбольном поле круглые сутки, но количество проведенного времени не даст качества. Мы придерживаемся этого принципа: все должно быть в меру.

Для того чтобы развиваться в киберспорте полноценно, понятно, что ты должен много времени проводить за компьютером. Но чтобы постоянно, скажем так, быть в перезагруженном, свежем состоянии, ты должен заниматься каким-нибудь обычным видом спорта. Обязательно. Мы всем детям рекомендуем занимается дополнительно – это позволит поддерживать себя в ресурсном состоянии.

Какие навыки развивает киберспорт? Во-первых, это навыки общения, навыки командного взаимодействия. Во-вторых, это быстрота мышления, скорость реакции. Думать надо и за себя, и за всю команду – это сложно.

Часто киберспорт сравнивают с шахматами – я согласен. Тут приходится думать стратегически, просто бездумно бежать не получится. Тебе всегда нужно продумать, как зайти на плэнт, какой будет раскидка игроков, кто куда? Кто первый, кто второй, кто третий? Кто кого прикрывает и кто куда смотрит? И что из этого получится в итоге? И самое главное – это все выполняется буквально за считанные секунды. Тактики игры составляются заранее и отрабатываются, но в самой игре на соревнованиях так: все должны забежать, и каждый должен сделать свое движение. Если кто-то что-то не так сделал – все! Раунд проигран. Это требует большой концентрации, большого понимания игры, реакции. Здесь много очень моментов.

Кстати, киберспорт – это чаще всего 100-процентное знание иностранного языка. Без этого никак. Общение с иностранными командами, сама игра, это все требует знания иностранных языков.

Плюс, ребята-профессионалы как правило остаются и развиваются в этом направлении. А это крайне перспективное направление. Ты оказываешься в сфере IT. Ты знаешь английский язык, знаешь определенные программы. Все это дает определенный толчок.

– А о чем стоит помнить, когда начинаешь профессионально заниматься киберспортом?

– Надо понимать, что киберспорт – это многочасовые тренировки. За компьютером приходится проводить по шесть-восемь часов, а иногда и по 12. Это трудно.

Путь в профессиональный киберспорт может занять год-два и в итоге закончиться ничем – предположим, игрок не сможет попасть в основные лиги… Тут много нюансов, о которых надо помнить.

Но в основном, это никогда не будет временем, потраченным даром. Киберспортсмен должен всегда стараться комбинировать виды деятельности. Нельзя бросать учебу и зацикливаться на одном направлении. Здесь надо всесторонне развиваться.

 

О том, что кадры решают все

– Киберспорт – это ведь не только игроки. Кто нужен сейчас этой индустрии?

– Дефицит кадров огромный. Даже в нашей отдельно взятой компании очень много кадров требуется. Product-менеджеры, Project-менеджер, PR-менеджер, программисты... Я уж молчу про технический персонал: дизайнеры, режиссеры, обсерверы… Нужны комментаторы, аналитики. Мы ведь организовываем трансляции с чемпионатов – все это кто-то должен уметь делать, нужны люди, которые разбираются именно в киберспорте. Я уже не говорю про тренеров, психологов, менеджеров команд – это огромный пласт специалистов, в которых сфера крайне нуждается.

– А психологи-то зачем?

– Эти специалисты крайне важны. То количество времени, которое игроки отдают тренировкам, не всегда компенсируется победами. Иногда следует череда поражений, и здесь нужна помощь.

 

О киберспорте в Президентской академии и об играх-«долгожителях»

– Как киберспорт развивается в РАНХиГС?

– С Академией у нас все только начинается. Пока не до конца выстроена система, но мы над этим работаем – формируем команды, привлекаем игроков. Совместно с Минобороны России и РАНХиГС участвуем в организации соревнований по кибербезопасности «Киберпатриот». То есть, работа идет.

Вообще, интерес к этой теме огромный. Например, мы запустили в Москве школьные турниры. Решили их сначала обкатать – посмотреть, как пойдет, будет ли отклик… На зимний кубок, который проходил в этом же году, зарегистрировалось 1 200 участников, а на осенний кубок, который проходит сейчас пришло более 7000 заявок. И регистрация еще идет. Школы к киберспорту относятся серьезно. Преподаватели просят курсы повышения квалификации.

– И в финале разговора такой вопрос: компании-производители выпускают огромное количество самых разных игр… Какие игры «живут» дольше всех и до сих пор популярны?

– Из старых легенд самые известные – Counter-Strike, World of Tanks, Dota и FIFA. Мы играли в FIFA 2006-2007 года, а она сейчас 21-я и нормально держится! В этом году игре World of Tanks исполняется 10 лет! Выходят новые игры, которые набирают популярность. Да и вообще сейчас активно развивается новое направление – мобильный гейминг. Но это уже другая интересная история…

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления