Новости

Педагоги, антропологи и политологи бросили вызов диктатуре трендов

17 Декабря 2019
Педагоги, антропологи и политологи бросили вызов диктатуре трендов

13 декабря 2019 года в Президентской академии состоялась премьера междисциплинарного форума Школы антропологии будущего Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС «Стратегирование “понятного завтра”: проекции осмысленного будущего». Анонсируя дискуссию, ее организаторы отметили: исследователям предстоит ответить на множество вопросов. Например, какими путями различные науки и искусства изучают феномен «заглядывания в будущее»? Как человеческий разум отвечает на вызовы неопределенности? И каким образом прогнозирование будущего трансформирует настоящее? Участники форума – видные российские психологи, политологи, педагоги и антропологи. 

Заглянуть за горизонт

Открывая форум и представляя лекцию «Мифологизация “понятного будущего” как психотерапия настоящего» ректор Школы антропологии будущего РАНХиГС, академик РАО Александр Асмолов пояснил, что «миф» для него великое слово.  

«Когда я говорю: “миф”, тем самым я опрокидываю схемы линейного эволюционизма, постулирующие, что во главе всего стоит понятийное мышление... Это совершенно другая логика. Опора на метафоры – это тот посох, опираясь на который я пытаюсь пригласить вас в преодоление рационального эгоцентризма и в путешествие в будущее», - отметил он.

Асмолов подчеркнул, что в век роботов и «торжества незначительности» (по названию антитолитаристского романа Милана Кундеры) технологии превращаются в инструмент получения власти. В связи с этим возникают особые риски деперсонализации, потери Я, зомбификации.

«Есть технологии “неяйности”, это когда ваше Я практически исчезает. И отсюда эффект диктатуры трендов. Возникает ловушка стереотипов, стратегий и брендов», - предупредил эксперт.

В своем выступлении Александр Асмолов использовал и такую метафору: будущее как другое место у Льюиса Кэролла. Чтобы в него попасть, приходится бежать по меньшей мере вдвое быстрее, чем со всех ног. А кроме того, профессор убежден, что и «действия одного человека могут изменить мир».

Возврат в прошлое как вариант грядущего

Для эксперта Школы антропологии будущего РАНХиГС, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского заглядывание в будущее – это конструирование норм образовательной политики. Она в последнее время в ней победила – она стала важнее, значимее, влиятельнее педагогики.

Темпы перемен во всех прочих сферах таковы, что педагогический тезис «подготовить ребенка к жизни» просто потерял свою актуальность. «К сожалению, у нас нет данных по поводу того, насколько велика скорость протекания социальных событий. В этом смысле наше сегодня это весьма обратимый процесс: возвращение в прошлое может произойти так быстро, что мы и не заметим», - подчеркнул эксперт. 

По его словам, ситуация неопределенности в образовательной политике достигла пика: «Мы находимся в предельной точке бифуркации. Движение возможно и в завтрашний день, и во вчера».

Счастье наступает сегодня

Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Леонтьев в своем выступлении отметил: еще основоположник политэкономии Адам Смит считал законы этики основой школы. А одним из фундаментальных этических принципов с античных времен считалось стремление к счастью. Оно упоминается даже в Декларации независимости США 1776 года как «одно из неотчуждаемых прав личности» наравне с жизнью и свободой.

Эта норма приобретает совершенно особое звучание, если вспомнить, что счастья как «совпадения реальности с желаемым» не бывает завтра. Оно переживается человеком только в настоящем, подчеркнул эксперт.   

По его мнению, одна из сложных амбивалентных тонкостей заключается в том, что счастье обнуляет мотивацию. Но ради того, чтобы его пережить, человеку приходится постоянно сдавать жизненные экзамены, проходя через трудности, ибо счастье «никто не может дать, причинить. Это то, что только я могу выработать сам, находя цели, которые для меня значимы, и вкладывая усилия в их реализацию. Причем, всегда на грани своих возможностей!» 

С лекциями также выступили Екатерина Шульман, Дмитрий Леонтьев, Александр Адамский, Сергей Казарновский, Евгений Ивахненко, Тимофей Нестик, Елена Соколова, Дмитрий Хорошилов, Татьяна Марцинковская, Аида Айламазьян, Александр Попов, Александр Поддьяков, Вероника Нуркова и другие эксперты. 
Резюмируя итоги форума, его участники подчеркнули: человек в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает, – всегда в центре внимания исследователей. При этом, по мнению Александра Асмолова, на любую самую невероятную неопределенность, вызванную технологической революцией, человек всегда сможет ответить своей непредсказуемостью. В ситуациях неопределенности выигрывает тот, кто выходит за пределы законов адаптации и не подстраивается под изменяющийся мир, а трансформирует реальность, непрерывно рискуя и действуя поверх барьеров.

 

Новости по теме:

Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС провела конференцию «Стратегирование “понятного завтра”: проекции осмысленного будущего»

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru
Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-90-90

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44
+7 495 434-33-25

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления