Новости

Студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС предложили сценарии развития набережной реки Яузы

04 сентября 2020
Студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС предложили сценарии развития набережной реки Яузы

Третьекурсники бакалавриата «Современный дизайн» Школы дизайна Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС приняли участие в исследовании и проектировании набережной реки Яузы, инициатором которого выступил Научно-исследовательский и проектный институт градостроительного планирования г. Москвы («Градплан»). Ребята участвовали в проекте наряду с другими командами архитектурных вузов.

Студенты трудились над созданием образа Москвы будущего на протяжении целого года.  Задача проекта состояла в разработке дизайна среды для конкретной территории – ребята выбрали участок набережной Яузы, который расположился от Астаховского моста до Парка им. 1 Мая. 

Вся работу над проектом условно была разделена на два больших этапа: предпроектный анализ, под которым в средовом дизайне понимают исследование особенностей заданного участка, и непосредственно разработка проектных решений. Большую часть профессиональных инструментов участники команды Школы дизайна ИОН РАНХиГС осваивали прямо в процессе работы. Сами студенты признались, что это было непросто, хотя и очень интересно, так как работа шла не над абстрактным проектом, а над реальным участком Москвы со своей историей, социальной жизнью и сложившимися маршрутами. 

Весь первый семестр студенты Школы дизайна изучали участок вдоль Яузы.

«Мы прошли его вдоль и поперек, сделали тысячи снимков, набросков и даже провели соцопросы местных жителей. Все это было сделано для того, чтобы оценить транспортно-пешеходную доступность, проницаемость, морфологию объектов (то, как они изменялись и развивались в историческом контексте), историю реки, прилегающую архитектуру, экологию. Много раз выезжали на участок. Причем всегда в разное время, чтобы оценить количество людей в разное время суток. Расспрашивали, с какой целью они там находятся, какие у них есть предпочтения по виду отдыха и так далее. Все это помогло понять социальную картину данной местности», – рассказывает участница команды Ярослава Алексеева.

Чтобы составить целостную картину о состоянии реки, команде пришлось проделать огромную аналитическую работу. Прежде всего, ребята изучили мировые и российские аналоги. При этом была проведена определенная выборка: авторы проекта рассматривали только центральные районы исторических городов, изучали кейсы только с набережными малых рек. Тщательно изучили пешеходно-транспортную доступность – по словам студентов, это принципиальный вопрос, который влияет на то, каким образом можно вовлекать участок в ткань города. Участники проекта проанализировали архитектуру местности, и исследовали морфологию места, обратили внимание на то, как дома взаимодействуют между собой и окружающим пространством, небом и водой, и даже провели исследование по определению целевой аудитории проекта. 

«Помимо этого, было множество разных тем, которые мы затронули по касательной: экологическая ситуация, периодизация застройки, классификация построек, различающихся по времени и многое другое. Но самое главное, теперь у студентов есть в руках ключи к любому городу – они воспринимают его, как профессионалы», – подчеркивает руководитель предпроектного анализа, кандидат архитектуры, доцент Юлия Манусевич. 

На втором этапе студенты занимались уже непосредственно разработкой проектных решений. «Наши решения и принципы проектирования основывались на аналитической части. Для нас важно было учесть и существующую ситуацию на набережной – она включает в себя и транспортное движение, и пешеходные пути, и качество доступности территории, и многое другое», – рассказывает студентка Виктория Воробьева. 

Одним из принципов проектирования стало создание новых туристических маршрутов: пешеходного, водного и веломаршрута. Все проектируемые объекты были привязаны к этим маршрутам-линиям, а линейный подход отражает концепцию единой непрерывной линии набережной. Авторы проекта также определяли, какие функции будут нести точки притяжения и где они будут располагаться.  

«Этой территорией мы занимались весь учебный год.  Было много идей и концепций, и было интересно наблюдать, как идеи рождались, трансформировались или радикально меняли направление, – рассказывает мастер курса, преподаватель Школы дизайна ИОН РАНХиГС Илья Сажин. – Но особенно важно, что это была именно командная работа. Несмотря на то, что каждый студент работал над отдельным участком, в финале необходимо было создать единый маршрут и подать материал в единой стилистике. И с этим студенты блестяще справились».

Помимо командной работы внутри группы, было налажено еще и междисциплинарное сотрудничество – студенты графического направления разработали фирменную айдентику для проектов, предложив продуманную концепцию в трех разных вариантах. 

Подводя итоги проделанной работы, руководитель направления средового дизайна Владимир Кузьмин подчеркивает, что «работа велась по трем направлениям, и все были выполнены на очень достойном уровне. Во-первых, сначала был проведен фундаментальный предпроектный анализ, сформулированы проблемы и намечены варианты их решений. Во-вторых, основываясь на анализе, были сконструированы сценарии развития конкретно для этой территории. И, в-третьих, была предложена фирменная айдентика, которая придала проекту мощный финальный штрих». 

   

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления