Новости

Новости

Территория практиков: новое в программе бакалавриата «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»

30 Августа2019
Территория практиков: новое в программе бакалавриата «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»

Про обновление программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» и о том, как изменится в этой связи подготовка будущих пиарщиков, рассказал директор этой программы на факультете рыночных технологий Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, к.п.н. Владимир Корешков.

- Расскажите, пожалуйста, когда и почему появилась программа?

- Она была открыта восемь лет назад. Профессии рекламы и связей с общественностью востребованы на сегодняшний день и в бизнесе, и в государственной сфере тоже. Поэтому появился бакалавриат «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере».

- Вы недавно работаете в Академии…

- Работаю с февраля 2019-го, я пришел как практик, имеющий отношение к образовательному процессу, преподавал в различных вузах. Но это было в виде параллельной деятельности, а сейчас занимает 100% процентов моего времени. Была просьба от руководства, тех, кто движет Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС к новым рубежам, перенастроить эту программу бакалавриата, сделать ее более практико-ориентированной. Одним из основных векторов развития отраслевого менеджмента является так называемая территория_практиков. То есть это обучение, которое позволяет студентам по окончании бакалавриата достаточно быстро найти себе рабочее место и не услышать знаменитую фразу «забудьте то, чему вас учили в институте, тут все по-другому».

Мы готовим специалистов по программе «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере», которые на выходе не только станут дипломированными специалистами, но и будут понимать сленг рекламы, говорить на этом сленге, понимать, как устроена реклама в действительности и т.д. Эту программу мы полностью изменили, и сейчас прошел достаточно успешный набор, который практически удвоился по сравнению с прошлым годом - мы набрали 160 человек.

- Расскажите подробнее об изменениях программы!

- Был изменен весь курс бакалавриата, появился ряд новых дисциплин, без которых на сегодняшний день уже нельзя быть профессионалом. Это, в том числе, основополагающие, базовые дисциплины. Вообще программа построена на полноценном фундаменте, поскольку это очень важная составляющая. Мы оставили те дисциплины, которые обязаны преподавать студентам согласно требованиям Минобрнауки и которые соответствуют нормам, коду профессии. Добавили ряд других основополагающих дисциплин, чтобы студенты знали их и могли применять на практике. Мы модернизировали много дисциплин, связанных с практико-ориентированной подготовкой студентов к обучению на бакалавриате.

Мы не превратили это в натаскивание будущих менеджеров по рекламе, а просто полностью изменили подход к обучению. Например, «Введение в специальность» для первокурсников. Каждую неделю будет проходить открытый мастер-класс или круглый стол с представителями 32 профессий в рекламе. Мы достигли соглашений о сотрудничестве в сфере образования со многими «топовыми» компаниями. Встреча будет проходить в течение 2 часов с модератором, гостем-профессионалом и с участием всего потока студентов. Модератор даст вводные по профессии. Например, гостем по бренд-менеджменту станет Петр Горшков, глава представительства компании Tous в России и СНГ. Это один из топовых менеджеров, а компания Tous единственная на ювелирном рынке за последние два года показывает ежегодный рост. У них еще полтора года назад было 20 магазинов, сейчас более 100. Вектор компании, на фоне стагнации рынка – выйти в лидеры до окончания 2020 года, опередив даже Pandorа – и я уверен, у них это получится. Мы заключили соглашение о сотрудничестве. Наши самые активные и яркие ребята смогут поучаствовать в конкурсе, а это творческий и практический навык. Победители (4 человека) попадут на практику в эту компанию, а лучшие получат предложение по работе.

Пригласим Ярослава Орлова, это один из десяти лучших креативных директоров России (агентства BBDO Instinct и More). Он расскажет про копирайтинг как профессию.  Студенты смогут задать вопросы: последние полчаса такого занятия – это общение с залом, по типу телевизионного ток-шоу.

Гостями станут кинопродюсеры, программные директора ряда радиостанций, люди, отвечающие за кинопроизводство, допустим, из ТНТ. Они расскажут, как правильно понимать product-placement, самые яркие истории с киномерчендайзингом и как размещать бренды.

Таким образом, мы ставим задачу обеспечить формат прямого интересного еженедельного общения. Ребята поймут весь спектр открывающихся в рамках программы карьерных возможностей и сделают первый шаг на пути профессионального роста. Познакомившись с направлениями вживую, они выберут то, где хотели бы себя видеть. Все делается для того, чтобы студенты четко определились в профессиональном плане еще в период обучения.

- Что будет потом?

- Затем, со второго по четвертый семестр ребята, кроме получения базовых знаний, будут работать в творческих мастерских в Академии. Они в группах выполняют различные задания по тем сферам, которые для себя выбрали. Группы сформируем по принципу основных направлений в рекламе. Например, студент, который выбрал направление «Управление и маркетинг в рекламе», скорее всего, будущий управленец, поэтому в команде возьмет роль лидера, и т.д. Если человек выбрал направление «Креатив и творчество», он заходит в группу, отвечая именно за это.

Таким образом, при выпуске студента мы получаем качественную курсовую или дипломную работу. При этом можем оценить ее как единый продукт, с одной стороны, и, с другой стороны, работу каждого в группе по функционалу. До конца второго курса студенты экспериментируют, причем здесь можно еще менять свое амплуа. Со второго курса, например, можно попробовать себя в креативе или понять, что ближе все-таки направление ивент-маркетинга.

- Как часто можно поменять направление?

- Студенты смогут менять свое амплуа от семестра к семестру и перемещаться в рамках блоков обучения. Попробовать себя в творческой группе на втором семестре обучения отвечающим за креатив. В другое полугодие – поучаствовать во внутренних лабораториях в качестве управленца и т.д. После второго курса они окончательно определяются со своей профессиональной ориентированностью в будущем, и третий – четвертый курс уже посвятят работе на практиках в компанияхнепосредственно по своей будущей специальности. В конце четвертого курса они выходят с дипломом бакалавра, четко понимая, в каком из направлений рекламы и связей с общественностью могут себя реализовать, с наработанным портфолио и практикой в серьезной компании. Таким образом, мы обучаем практико-ориентированных грамотных специалистов, по-настоящему знающих профессию, что необходимо для успешного устройства на работу. Это принципиально другой подход к реализации возможностей студентов на образовательной программе.

- Как именно будет организована практика?

- Варианты практики различные. Стараемся формировать их и сейчас над этим работаем, уже есть большие успехи в этом плане. Будем направлять студентов на практику в компании с учетом именно выбранных ими направлений в рекламе. Например, если выбран ивент-маркетинг, то это будут крупные рекламные агентства, которые занимаются организацией массовых мероприятий и на уровне городского масштаба, и для коммерческих компаний. Наши студенты пройдут там практику, начиная с низшего звена, чтобы понять «кухню». Постепенно они будут расти и практиковаться в зависимости от направления.

Мы уже сейчас работаем над тем, чтобы студенты участвовали в различных конкурсах на уровне не только города и России, но и на международных конкурсах по рекламе и связям с общественностью, студенческих или профессиональных. Это было в ИОМ и раньше, просто сделаем активнее эту составляющую и больше охват. Студенты у нас талантливые, они будут развиваться, направлять свои силы на участие в конкурсах. Институт и Академия будут их в этом поддерживать. Таким образом, каждый студент наработает яркие кейсы для своего портфолио.

- Какие новые дисциплины были введены?

- Мы делаем «правильный» акцент на медиаменеджменте. Из базовых знаний появится хороший практикум по кино- и фотоделу, чтобы студенты понимали, как это применимо в работе. Если человек работает в рекламе, то его Instagram будет профессиональным, потому что он должен понимать, как работают механизмы. Студенты получат расширенные базовые знания по собственному тайм-менеджменту, то есть, управлению своим деловым временем. Дополнительные навыки по искусству презентации, умению правильно работать в программах. Важно понимать, каким должно быть выступление, его тайминг, с чего начать и чем закончить, как расставлять акценты при помощи шрифтовой композиции, как можно во время выступления изменять голос, интонацию, использовать эмоции. Это все база, которую будем давать в смеси технологии, логики, цвето- и световосприятия, звука.

- Студенты ИОМ РАНХиГС совместно с гуру связей с общественностью и рекламы делают практическое задание, и это успешно работает.

- Да, уже есть такой опыт – в конце 2018/2019 учебного года группа студентов 3 курса совместно со старшим креативным директором Ярославом Орловым участвовала в разработке реального проекта рекламной концепции для ресурса Травли.net., который посвящен буллингу в школе, достаточно серьезной и тяжелой проблеме. Проект получил финансовую поддержку Фонда президентских грантов на развитие и освещение этой проблемы.

Ребята собрались в креативные группы и в течение почти 2-х месяцев проводили анализ, придумывали концепции. Проект был успешно защищен, и сейчас вся история переходит уже в стадию создания сценариев роликов, их съемок, постпродакшн, плюс ребята получили навыки общения с профессионалами и профессиональной деятельности.

Двое самых сильных студентов на лето отправились на практику в одно из известнейших рекламных агентств в России и в мире (BBDO Instinct). Они ее с удовольствием прошли. Не исключено, что это для них также будет иметь продолжение. Для работодателей ведь тоже важно знакомиться с соискателями, находить себе профессионалов и не тратить деньги на инвестиции в них. Когда берут в компанию человека на свой страх и риск, то должны обеспечить его заработной платой, рабочим местом, а он может и не оправдать доверия. Поэтому работодатели стараются искать работника с историей успеха: портфолио, опытом, чтобы можно было связаться и получить рекомендации с предыдущего места работы.

Потенциальный работодатель может увидеть соискателя и предложить постоянную работу, потому что знает по практике возможности претендента. Это комфортная, полезная и выгодная как работодателю, так и студенту коллаборация. Суммарно она дает практически ориентированное обучение, что обязательно приведет к положительному результату.

- Вы сказали, что пришли в Академию из практической сферы...

- Я в рекламе с 1996 года. Начинал ассистентом менеджера по рекламе «Шелл Ист Юроп Компани», со стороны клиента, как говорят в рекламном бизнесе. Затем перешел на сторону агентства, работал в рекламных агентствах Leo Burnett, Grey Moscow, работал в одном из самых сильных российских рекламных агентств «Бегемот». В 2006 году открыл собственное рекламное агентство Break Point и стал работать на рынке рекламы уже как самостоятельное юридическое лицо. В прошлом году агентство переросло в рекламную группу полного спектра услуг BrandMarketingGroup. Делаем разные проекты по полиграфии, сувенирной продукции, прямой рекламе, рекламе в интернете и организовываем мероприятия, выставки.

- Что можно сказать о рынке рекламы на сегодня?

- Рынок динамично меняется, он стал очень сложным из-за технологий развития направлений. Я думаю, что медиа-коммуникации, медиа-менеджмент частично начнут отбирать часть рынка «старой», прямой рекламы. Мы это видим, начиная с современных медианосителей и медиасетей. Обычный рекламный щит давно заменило медиа-панно, которое позволяет намного более оперативно менять информацию. SMM-направление, социальные сети – оптимизация рекламного рынка идет и в эту сторону. Но все равно есть сферы услуг, где, например, только вебинарами не обойтись и нужно живое общение. Виртуальные выставки – это одно, но увидеть, скажем, авиакосмические или автомобильные салоны все еще важно «вживую». Есть направление на стыке онлайн и оффлайн-рекламы. Мы за единицу времени переносим нашу целевую аудиторию в виртуальную реальность и оттуда возвращаем обратно в живую историю.

У нас на факультете открылась кафедра маркетинга и рекламы, поскольку это два тесно связанных направления. Например, онлайн и оффлайн-интеграция связаны с технологиями в торговле, и в нашем Институте мы тоже этим занимаемся. Скажем, навели на ценник свой смартфон, прошел ролик и выпал qr-код, который можно предъявить на кассе и получить скидку за то, что просмотрели ролик и выбрали эту продукцию. То есть, мы за 30 секунд оффлайна вывели покупателя в онлайн, донесли информацию и вернули в оффлайн на кассе, получив еще дополнительный стимул, бонус. Так могут работать сегодня механизмы рекламы, цифровых технологий в торговле, маркетинге, психологии восприятия.

Это очень интегрировано, поэтому спрос на специалистов растет. Еще есть VR–технологии – «виртуальная реальность». С 29 августа по 1 сентября в Москве проходит Московский международный форум «Город Образования», который объединяет ученых и бизнесменов, педагогов и родителей, учащихся школ и студентов – всех, кому интересны современное образование, уникальные практики и новейшие образовательные технологии. На уровне Департамента образования и науки Москвы предложено VR–тестирование для абитуриентов по профпригодности. То есть для этого будут использованы очки виртуальной реальности, специально разработанные программы и максимальное извлечение результатов от применения технологии. Здесь используется выставочный маркетинг, различные технологии.

Рынок рекламы меняется, и реклама – это не просто двигатель торговли. На сегодняшний день реклама настолько глубоко вошла в современную жизнь, что мешает и помогает одновременно. В свое время Марк Твен сказал, что «многие мелочи стали важными вещами благодаря правильной рекламе».

- Используются ли новые технологии на программе «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» ИОМ РАНХиГС?

- Безусловно, мы продолжим использовать новые технологии. Даже на примере фото- и видео- мы точно будем учитывать специфику технологий сегодняшнего дня. Однако без понятия композиции кадра и шихтового соответствия все, что вы сделаете, будет любительским, а не профессиональным. А мы готовим профессионалов, поэтому, независимо от того, какой бы современнейший у вас фотоаппарат, смартфон, какая бы «крутая» камера у вашего смартфона не была, должно быть понимание базовых вещей. Важно знать, как построить композицию в кадре, передать эмоции, обработать фотографии, добавить «уют» в изображение, поменять цветовую гамму. В сюжете должна быть смысловая нагрузка, просто снимать, например, тарелку с едой не интересно. Если снять, используя эти знания и навыки, четыре-пять кадров для сторис, это может быть набор фотографий без единой подписи, но все сложится в маленький рассказ. Но чтобы он привлекал внимание, нужно понимать принципы логики, психологии и композиции.

Конечно, все современные технологии будут с нами при обучении студентов. Отрадно, что и руководство ИОМ, и Президентской академии в целом поддерживает все новое, передовое.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления