Новости

Новости

Траектория развития образовательного маршрута

03
Декабря2019
Траектория развития образовательного маршрута

В Президентской академии в рамках направления «Разработка моделей развития профессионального образования» прошел экспертный семинар «Система профессионального образования: пространство выбора образовательного маршрута», организованный Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

Мероприятие состоялось в преддверии III Всероссийской научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление». Модератором семинара выступила директор ЦЭНО РАНХиГС, директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, член экспертной группы по национальному проекту «Образование» и рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» Татьяна Клячко.

Семинар открыл доклад старшего научного сотрудника ЦЭНО РАНХиГС, члена редакционной коллегии журнала «Методология профессионального образования» Елены Ломтевой и научного сотрудника центра Ларисы Бедаревой «Выбор образовательных траекторий в профессиональном образовании». Раскрытие обозначенной темы в своей презентации «Системные риски профессионального образования в регионах» продолжил ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Валерий Григорьев. Он предложил единую (последовательную) модель анализ и оценки рассматриваемого сегмента профессионального образования, основные потенциальные группы риска функционирования системы СПО региона, а также представил итоги первого экспертного анализа и расчетные показатели для дальнейшего анализа.

В ходе обсуждения были подняты вопросы участия работодателей в формировании спроса на рынке труда и профессиональной ориентации обучающихся. Собравшиеся отметили не полное соответствие структуры и объема контрольных цифр приема в структуре СПО, обусловленное недостатками мониторинга рынка труда, в особенности в среднесрочной перспективе и в высокотехнологичных сегментах. На данные факторы обратил внимание принявший участие в работе семинара член Комитета ТПП России по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Артем Киселев.

Представительница Российской государственной библиотеки (РГБ) Екатерина Дударева рассказал о своем двойственном отношение к рассматриваемой тематике. С одной стороны, как у матери 16-летнего сына, который стоит на распутье в определении своей образовательной и профессиональной траектории в условиях непростой финансовой ситуации семьи. С другой – как у представителя структуры управления в области профессионального образования и систем квалификации РГБ и Российской библиотечной ассоциации (РБА). Возникает целый ряд вопросов, главный из которых – кто, как и на какие средства будет готовить тех самых специалистов среднего уровня для муниципальных и региональных библиотек, культурно-образовательных и научных центров и кластеров, а также библиотек системы образования, для которых дуальная система образования сегодня не менее актуальна, чем для секторов реальной цифровой экономики. Эксперт добавила, что сегодня в библиотеки пришли и представители нацпроектов с просьбой обеспечить навигацию и доступ к информационным ресурсам по тематикам практически всех национальных проектов. Это также тема для задачи подготовки кадров в межведомственном и межсекторном формате.

По мнению ведущего научного сотрудника Института стратегии развития образования (ИСРО) РАО Михаила Никитина, сегодня слишком много несовпадений в понятийном аппарате, сущностях, статистике и социологии рассматриваемого вопроса. Данные Института социологии РАН не совпадают с показателями проведенных исследований и официальной статистикой секторов труда и образования. В связи с этим Михаил Никитин предложил управленцам изучить книгу Джерри Мюллера «Тирания показателей. Как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти», и уже отталкиваясь от международного опыта и изучения ситуации на местах, формировать новую философию и политику управления в секторе СПО. Тем более, отметил эксперт, что новая концепция пост-труда и развитие цифровой экономики детерминируют и сокращение длительности обучения, и создание механизмов подстройки под новую философию труда молодежи, для которой сегодня рабочее место – это хобби и достойная зарплата. По его мнению, результаты работы руководимого Татьяной Клячко центра отражают в новом свете многие вопросы в части совершенствования механизмов экономики и управления не только в СПО, но и во всей системе непрерывного образования, а в первую очередь – в общем образовании.

Директор пермского центра повышения квалификации «Становление» Вера Селянинова считает, что процесс подготовки кадров остро нуждается в интеграции ресурсов, причем, не только материальных. Профессиональное образование и бизнес должны находиться в очень продуктивном взаимодействии, говорит эксперт. Вера Селянинова предположила, что стоит продолжить формирование содержания и его обеспечения по отраслевому принципу, а функцию методической поддержки оставить за министерством образования. По мнению эксперта из Перми, важной проблемой является аккредитация частного образования и как вариант – аккредитация отдельных модулей. Небольшие, но доказавшие свою востребованность на региональных и муниципальных уровнях рынка профобразования структуры повышения квалификации наверняка не возьмутся за полный цикл обеспечения профессионального стандарта, так как не смогут обеспечить его финансово. «А вот определенные модули мы готовы давать на очень высоком уровне, и те 28% выпускников школ с “неторопливым развитием”, которые не хотят или не могут долго осваивать профессию, смогут при поддержке государства получить в частном образовании определенные компетенции для своего дальнейшего жизнеобеспечения», - подчеркнула Вера Селянинова. При этом спикер считает, что необходимо вернуть в образовательные организации принцип «Обучая – воспитываем» – принципы морали и этики нужно формировать, так как воспитание более длительный процесс, чем обучение. Кроме того, по ее мнению, подушевое финансирование должно касаться в основном расходных материалов на проведение практических работ. При это часы учебного плана и коммунальные платежи не должны быть жестко привязаны к количеству обучаемых в аудитории.

Сотрудниками ЦЭНО РАНХиГС на семинаре были представлены научно обоснованные сведения об экономической и управленческой составляющей современного состояния системы СПО, отметил ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования ИСРО РАО Анатолий Бычков. Эксперты выявили социально-экономические факторы, влияющие на процессы формирования контингента обучающихся в колледжах в различных регионах Российской Федерации, а также представили влияние зарплатного фактора на укомплектованность преподавательского состава СПО. Особое внимание они уделили проблеме возрастного состава преподавателей и мастеров колледжей. По мнению эксперта ИСРО РАО, личностные особенности и возможности школьников и их родителей являются сегодня определяющим фактором при выборе образовательных траекторий в профессиональном образовании, и на них необходимо ориентироваться при выработке национальной политики в рассматриваемой области.

В работе семинара также приняли участие заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина; председатель Методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Колледжа водных ресурсов из Санкт-Петербурга Валерий Андреев; президент Академии профессионального образования, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.

Презентация Е. Ломтевой, Л. Бедаревой

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления