Новости

Умный контроль – это контроль будущего

16 января 2020
Умный контроль – это контроль будущего

16 января на Гайдаровском форуме в Президентской академии прошла панельная дискуссия «Что проверять и как проверять? Новые законы в сфере контрольно-надзорной деятельности». На ней обсудили статус законопроектов об обязательном контроле, реализацию механизма «регуляторной гильотины» и значимость реформы для граждан.

Дискуссию начал статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов: «Реформа в сфере контрольно-надзорной деятельности является достаточно длительной, она ведется в Правительстве на протяжении 4 лет. Сейчас проходит постепенное переосмысление того, как должен осуществляться государственный контроль». По мнению спикера, умный контроль – это контроль будущего. Он заключается в правильной оценке, эффективном использовании ресурсов и риск-ориентированном подходе. «Специальные индикаторы риска станут основой для принятия решений о приходе контролера с плановыми контрольными мероприятиями в ту или иную организацию. Проверка – всегда достаточно серьезное мероприятие и испытание для проверяемого. Иногда она бывает просто не нужна. Новые мероприятия (контрольная закупка, инспекционный визит) позволят установить, есть ли какие-то риски причинения ущерба. Гораздо проще работать в режиме профилактики, когда можно предотвратить нарушения, а не работать с последствиями».

Заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Илья Кучеров ответил на вопрос о том, что нужно для добросовестной работы бизнеса: «Мы должны подумать над тем, чтобы усилия предпринимателя по созданию внутренней системы контроля находили государственную поддержку. Через механизмы снижения налогообложения, сокращение размера штрафов».

По словам директора и постоянного представителя Всемирного банка в Российской Федерации Рено Селигманна, первый важный шаг для отраслевых министров – это консультация. «Нужно узнать, какие важные проблемы есть на предприятии, какие риски существуют. Делать это нужно регулярно. Второй шаг – постоянный диалог между контролерами и министрами. И, наконец, третий – комбинация доходов, расходов и регулирования, чтобы они минимизировали риски», - подчеркнул эксперт. Кроме того, он поделился информацией о том, как можно замотивировать инспекторов. Он предложил использовать нематериальные способы поощрения (грамоты, благодарственные письма и другие), санкции в виде перевода на другое место с меньшей зарплатой в случае неисполнения обязанностей и эффективную надежную информационную систему.

В продолжение темы Владимир Южаков, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, сказал, что в предложенной в рамках игрового моделирования роли руководителя контрольного органа дотационного региона, прежде всего, что конечной задачей контроля являются не проверки, а содействие обеспечению безопасности производственных объектов, процессов, результатов для людей. «В этой связи, особенно учитывая отсутствие средств (в силу дотационности региона) я бы постарался максимально возможно добиваться того, чтобы переложить решение этой задачи на бизнес и самих людей, чтобы защищенность людей обеспечивалась, прежде всего не контрольно-надзорными органами, а руками бизнеса и самих граждан. Для этого, я бы постарался содействовать развитию: механизмов прямой и реальной ответственности виновных за причиненный вред; инструментов страхования ответственности; ответственных саморегулируемых организаций бизнеса; благоприятных условий для защиты интересов самими людьми, в том числе в интересах неопределенного круга лиц».

 «Умный контроль невозможен без науки», - заявил Савва Шипов. – Это работа с данными, разработка индикаторов риска, системы показателей оценки эффективности».
«Науку нужно сделать помощником в контрольно-надзорных вопросах. Перед нами открывается новая наука с содержательной образовательной базой, образовательными программами по праву, экономике, математике», - резюмировал эксперт.

Свое мнение по теме озвучил также Алексей Херсонцев, Заместитель министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Федеральной службы по аккредитации.  Он поделился данными о реализации механизма «регуляторной гильотины» и основными задачами законопроекта «Об обязательных требованиях в РФ». О достоинствах и недостатках проекта рассказал Илья Кучеров. По его мнению, «требования, нарушение которых не влечет за собой применение ответственности или иной возможности государственного принуждения к их исполнению, не должны составлять предмет контроля».

Дискуссия завершилась словами Рено Селигманна о механизме «регуляторной гильотины»: «Чтобы она работала правильно, нужно сократить издержки бизнеса и сформировать эффективный системный подход. Дополнением к осуществляемой реформе станет обеспечение безопасности и борьба с коррупцией».

Юлиана Максимова

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 15 января

ФОТОГАЛЕРЕЯ 16 января

Организаторы XI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, Санофи, группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – Группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, Thomson Reuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, Давыдов.Индекс, журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram




Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления