Новости

Университет будущего глазами экспертов РАНХиГС. Профессор Елена Яхонтова: «В вузе будут учиться практически всю активную жизнь»

09 июня 2021
Университет будущего глазами экспертов РАНХиГС. Профессор Елена Яхонтова: «В вузе будут учиться практически всю активную жизнь»

Образование постоянно развивается, а с приходом цифровых технологий эволюционные процессы ускорились, и все сложнее представить его будущее. Редакция сайта РАНХиГС решила опросить экспертов Академии и предложила им, опираясь на личные знания и опыт, представить, как будет выглядеть университет будущего и система образования через 50 лет. Сегодня своим видением делится профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Елена Яхонтова. 

По мнению Елены Яхонтовой, в будущем, примерно через 50 лет, все ведущие университеты в мире будут объединены в единую сеть, интегрированную с эффективными школами и колледжами. Практически вся администрация университета будет виртуальная, а профессорско-преподавательский состав останется, но его функционал значительно изменится. Такие университеты будут готовить, как и сейчас, мировую элиту из числа людей, принадлежащих к привилегированным группам, и особо одаренных людей. Последних будут выявлять и отбирать по многоступенчатой схеме. Не только университеты будут объединены в сеть посредством цифровых технологий, но и все студенты будут в нее «вмонтированы» с применением нейросети, предполагает эксперт. 

Студентов будут принимать в вуз практически на всю активную жизнь. В начале обучения для каждого студента будет проектироваться индивидуальная траектория развития и обучения. Свое обучение студент завершит и покинет стены альма-матер одновременно с завершением им активной профессиональной деятельности в любом виде и выходе на заслуженный отдых. Таким образом, человек поступает в университет лет в 16-18, а покидает его стены не раньше 60-70 лет.  

Профессор ВШКУ считает, что за время обучения каждый студент пройдет минимум 4-6 циклов обучения по той или иной профессии, в соответствии с его потенциалом и запросами среды. Важной составляющей обучения станет духовное развитие – музыкальная культура, литература, изобразительное искусство, философия и т.д. Специальные центры, интегрированные с университетами, будут также обучать студентов навыкам воспитания детей, умению любить и быть любимым, выстраивать долгосрочные отношения с близкими – тем компетенциям, которые реально делают человека счастливым. Конечно, поскольку эти университеты будут ориентированы на подготовку правящей элиты, то значительно время будет уделяться развитию компетенций в оказании влияния, манипуляции индивидами и группами, включая использование Big Data, кросс-культурным коммуникациям и т.п., подчеркивает Елена Яхонтова. 

Параллельно с ведущими вузами будут работать университеты второго эшелона, ориентированные на подготовку необходимых экономике специалистов высокой квалификации. Они будут в целом похожи на современные университеты, однако отличие заключается в том, что вузы второго эшелона будут более интегрированы с предприятиями и организациями, для которых готовят будущих сотрудников. По этой причине такие университеты будут располагаться на территориях, где ведут свою деятельность отраслевые предприятия. 

Размышляя об университетах будущего, Елена Яхонтова также предположила, что через 50 лет появятся также альтернативные университеты, которые будут учить людей деятельно жить автономно от цифрового мира и глобальной экономики. В них могут обучать таким предметам, как умение выжить в лесу, охота и рыбалка, разведение животных и приусадебное хозяйство, кройки и шитье, вышивание, вязание и т.д. Главное предназначение альтернативных университетов – сохранение многообразия культур, включая языки малых народов, народные промыслы и создание «амортизационного механизма» на случай, если цифровой мир будет развиваться не так, как задумано, или возникнут иные неприятности. 

Университет будущего будет высоко технологичен, все достижения в области цифровых технологий будут активно использоваться в учебном процессе. Доля онлайн обучения составит не менее 70%, а все формы развития системных знаний будут проходить онлайн, как и тестирование с помощью роботов. Многие навыки будут развиваться онлайн с помощью цифровых тренажеров. Как отмечает профессор ВШКУ, в таком случае, для каждого студента, в соответствии с его индивидуальной траекторией обучения, жизненным графиком (включая работу) и его биоритмами, будет разработан комплекс развивающих мероприятий и план-график, который будет контролироваться личным роботом-помощником. Этот робот-помощник возьмет на себя такие обязанности, как: напоминать о занятиях и заданиях, знакомить с аналитическим обзором научных работ по теме, регистрировать студента на научно-практические конференции, собирать первичный материал для заданий и т.д. За время обучения по определенной программе студенты будут включены в обязательные виртуальные проекты, в которых будут развиваться кросс-функциональные компетенции.  

Что же касается экзаменов в вузах будущего, то, по предположению Елены Яхонтовой, к их сдаче будут допущены только те студенты, которые успешно прошли все элементы программы. За этим в свою очередь следит робот-помощник, который автоматически посылает в виртуальный деканат информацию о прохождении этапа (тема, предмет) и качестве обучения. Сдача экзаменов по большей части будет проходить онлайн в виде тестирования знаний и навыков. Оффлайн экзамены будут проходить преимущественно для оценки личностно-деловых качеств студента, оценки его интеллектуального и творческого потенциала. За каждым студентом будет закреплено несколько преподавателей: один профессор на весь цикл обучения, один преподаватель по предмету и коуч-модератор. С ними у студента будут непосредственные встречи-консультации. Также останутся в программе интерактивные офлайн семинары по каждой теме обучения. 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления