Новости

Новости

В российском образовании открылась новая программа магистратуры – Financial & Digital Pro в РАНХиГС

08 Августа2018
В российском образовании открылась новая программа магистратуры – Financial & Digital Pro в РАНХиГС

Исполнительный директор программы «Финтех» Тимофей Головин и исполнительный директор Financial & Digital Pro Юлия Маловица рассказали РБК+ о том, в каких сферах экономики будут востребованы выпускники новой программы.

В корпоративной книге Facebook, которую выдают всем сотрудникам, в самом начале написано: «Если мы не создадим вещь, которая убьет Facebook, это сделает кто-то другой». Глобальные компании уже утратили монополию на инновации. Традиционные индустрии – финансовая, транспортная, энергетика – все они вынуждены перестраивать внутренние процессы управления, становиться гибче, налаживать диалог с небольшими, но быстрыми технологическими командами. «Нам нужен банкинг, но не банки», – сказал глава Microsoft Билл Гейтс, и именно банки вместе с телекомом и ИТ-компаниями сейчас являются локомотивами четвертой промышленной революции и цифровой экономики, о которой так много сейчас говорят на всех уровнях, от стартапов до государственных институтов. В новом мире будут востребованы новые профессии, новые типы специалистов и управленцев, которые на «ты» с цифровыми технологиями, прежние модели лидерства больше не работают. Как не оказаться на задворках прогресса? Как стать профессионалом в этом мире неопределенности и вечной трансформации? Для тех, кто ищет ответы на эти вопросы, мы открыли программу магистратуры Financial & Digital Pro в РАНХиГС.

– В 2016 г. вы запустили «Финтех», совместную магистратуру РАНХиГС и Сбербанка, – она стала первой образовательной программой по направлению финансов и технологий в России. Что из ее опыта вы учли в новой магистратуре Financial & Digital Pro?

Тимофей: Два года назад мы запустили программу по финтеху, которая была одной из первых на мировом рынке и первой в России. Несмотря на то что тема финтех-образования достаточно молодая, она быстро развивается и набирает обороты. В целом можно выделить общие мировые тренды в образовании: так, например, в обучении все больше внимания уделяется проектной работе и преподаванию от практиков, если мы говорим о развитии управленческих навыков. Мы тоже находимся в постоянном поиске новых решений, и если вначале старта программы «Финтех» мы делали упор на подготовку data scientists, то потом быстро осознали, что идея технически «прокачивать» финансистов себя не оправдывает. Даже научившись программировать, они не смогли противостоять новым технологическим вызовам: им не хватало предпринимательской составляющей, а с технической точки зрения они проигрывали профессиональным программистам. Проведя рефлексию и серию переговоров с коллегами из финансового сектора, мы пришли к выводу, что гораздо более востребованными будут специалисты, которые не просто владеют всем технологическим инструментарием, умеют копаться в данных, а знают, как применить их на благо конкретной организации (будь то ритейл или банк) и упаковать их в продукт. Поэтому мы первыми на российском рынке переориентировали программу с подготовки data scientists на подготовку product owners, или внутренних технологических предпринимателей – специалистов, которые могут упаковать инновационный продукт, собрать ресурсы для его создания, продвижения и вывода на рынок. По сути, мы выращиваем финтех-предпринимателей внутри корпораций. И в этом подходе мы, наверное, пока единственные на российском рынке.

Юлия: Новая программа магистратуры Fintech & Digital Pro задумывалась как более продвинутый аналог уже существующей магистратуры «Финтех» как с точки зрения контента, так и в отношении свободы выпускников в выборе дальнейшего пути развития. Ее целью является подготовка проактивных профессионалов, которые станут новаторами и лидерами будущего, задающими вектор нового инновационного развития как на корпоративном и государственном уровне, так и на уровне собственного технологического бизнеса. Ключевое отличие заключается в том, что если на программе магистратуры совместно со Сбербанком мы готовим внутренних предпринимателей для финансовой корпорации, то здесь на Fintech & Digital Pro мы выращиваем технологических лидеров, ориентированных на работу внутри больших частных и государственных структур и способных вывести собственный продукт на глобальный рынок. Тем более что одним из мировых трендов в образовании сегодня отмечают увеличение числа программ для предпринимателей. Акцент в экономике развитых стран смещается в сторону развития быстрых технологических компаний-стартапов, и с этим связано появление все большего количества образовательных программ в данной тематике за рубежом. Например, магистратура по предпринимательству представлена в таких топовых университетах, как London School of Economics and Political Science, Trinity College Dublin, University of Bath и других.

– Какими вы видите три главных аргумента в пользу выбора Fintech & Digital Pro? В чем уникальные преимущества этой программы?

Тимофей: Сегодня финтех – хайповое направление, за рубежом таких курсов достаточно много, мы находили различные образцы финтех-магистратуры и у итальянских, и у испанских вузов. Большинство курсов за рубежом – это краткосрочные программы по типу Oxford Fintech Programme или Oxford Blockchain Strategy Programme, однако уже сегодня существует порядка девяти магистратур по финтеху. В основном большинство долгосрочных программ ориентировано на подготовку data scientists, а краткосрочных – на менеджеров. Именно эти факторы обусловливают уникальность нашей программы, поскольку мы готовим технологических предпринимателей с сильной математической и цифровой базой на уровне магистратуры.

Юлия: Одним из ключевых преимуществ нашей программы являются лучшие практики и международный опыт. РАНХиГС входит в состав Российско-Французского сетевого университета, что позволило нам тщательно изучить опыт коллег, в том числе программы ведущей европейской бизнес-школы EDHEC. Сильной стороной зарубежного образования является практикоориентированность и активности, которые в России традиционно не столь развиты: например, активности, связанные со слияниями и поглощениями, торговлей деривативами. Именно поэтому при выстраивании программы на часть дисциплин мы привлекли европейских преподавателей, которые обладают экспертизой именно в этих отраслях.

С другой стороны, в России традиционно одна из сильнейших математических школ, поэтому направления магистратуры Fintech & Digital Pro, связанные с математической и технологической частью, прекрасно реализуются нашими отечественными профессорами и практиками из таких компаний, как Deloitte Russia и «Яндекс», которые могут составить сильную конкуренцию зарубежным.

Помимо контентного наполнения программы и проектного подхода в обучении данную магистратуру отличает очно-заочный формат обучения, который позволит студентам получать знания и сразу применять их на практике без отрыва от основной работы. А если проводить сравнение с зарубежными программами, то здесь конкурентным преимуществом Fintech & Digital Pro является то, что ни одна западная программа не учитывает специфику и нюансы, традиционные для российской действительности. Кроме того, обучение в России – это отличная возможность обзавестись нужными связями и выстроить эффективный нетворкинг.

– В чем специфика подготовки специалистов Fintech & Digital Pro и почему именно Digital?

Тимофей: Финтех красной нитью затрагивает все зоны экономики, но есть несколько областей, где его влияние особенно сильно: «умный» город и логистика. Именно поэтому мы включили в программу Fintech & Digital Pro отдельный трек, посвященный «умным» городам и всему, что связано с технологиями их развития, – целый блок дисциплин посвящен тому, что такое «умный» город, цифровой регион и как применять на практике финтех в «умных» городах. В Азии и Европе этой теме уделяют огромное внимание, поскольку это направление может в перспективе серьезно изменить образ жизни человека и сообщества в целом.

Еще одна область, которая тесно переплетается с финтехом, – это логистика. Эта отрасль бурно развивается – в современном мире, где все взаимосвязано, логистика играет ключевую роль, ведь помимо скорости доставки информации есть еще скорость доставки товаров. Даже если мы придем к миру, где все будет выполняться на местах (так называемая концепция do it yourself), все равно останется как минимум поставка расходных материалов и оборудования. Уже сегодня один из лидеров по морским грузоперевозкам и обслуживанию портовых терминалов компания «Майерск» (Maersk) запустила пилот совместно с IBM по использованию блокчейн-технологии для отслеживания перевозок. Мы также видим перспективы в развитии данного направления, и поэтому выделили в программе Fintech & Digital Pro отдельный трек, посвященный цифровизации логистики, способам синтеза финансовых и логистических технологий, эффективному управлению компаниями этой отрасли.

Юлия: Почему digital? Мир стремительно оцифруется, все больше отраслей охвачены цифровыми технологиями, и задача нашей программы – указать и задать вектор на то, какие траектории развития станут трендовыми и перспективными, и помочь нашим студентам не потеряться в этом и сформировать свой индивидуальный трек. В рамках всех треков студенты научатся работать в командах по agile-методологии, анализировать и работать с технологиями в банковской отрасли, запускать финтех-проекты, а также узнают основы технологического предпринимательства и анализа данных.

Итогом обучения станет работа над прикладной диссертацией под руководством кураторов РАНХиГС, экспертов ведущих российских банков и рынка финансовых технологий.

– В каких отраслях наиболее востребованы финтех-специалисты?

Тимофей: Понимание финтеха необходимо любому современному управленцу. Большинство технологий, которые зародились из финтеха, применимы во многих областях. Например, блокчейн-технологию можно задействовать в энергетике или в изменении государственного управления. Краудфандинг уже применяется в ритейле для мотивации сотрудников как часть внутренней бонусной системы.

Если говорить о том, что такое финтех, то здесь много споров, и мы с коллегами вывели для себя следующее определение: финтех – это технологические и нетехнологические инновации в финансовой сфере, связанные с появлением нового продукта или услуги.

Если мы говорим о финтех-специалисте как о человеке, который умеет внедрять инновации, то он может быть востребован на рынке и как предприниматель, если выходит со своим проектом, и как профессионал для финансовых организаций (банки, страховые и трейдинговые компании, фонды), и в целом практически для любой крупной корпорации. Все они сейчас стремятся менять подходы во взаимоотношениях с клиентом.

Если рассматривать страховую отрасль, развитие рынка «интернета вещей» позволило по-новому взглянуть на страховые продукты и ставки. Уже сегодня автомобиль оборудуют датчиками, чтобы анализировать стиль вождения потенциального клиента и в зависимости от этого формировать индивидуальную страховую ставку. Фитнес-трекеры, «умные» часы, «умный» дом – все эти устройства постоянно генерят множество данных и практически позволяют создавать финансовые продукты «под ключ». Сейчас все ждут рывка, связанного с упрощением и удешевлением технологии дополненной реальности, который повлечет за собой появление совершенно нового интерфейса взаимодействия человека с окружающим миром. И это откроет широчайшие горизонты для развития экономики, в том числе финансового сектора.

– У вас читают курсы и зарубежные, и российские специалисты. Какие требования вы предъявляли к преподавательскому составу, какими авторскими курсами особенно гордитесь?

Юлия: Нам важно пригласить не просто лучших европейских преподавателей – они должны быть практиками. Главное требование ко всем авторским курсам – упор на командную и проектную работу студентов. Помимо замечательных зарубежных спикеров, как, например, Грегори Москато, руководитель магистратуры по финансам в Международном университете Монако, Лоран Девиль, ассоциированный профессор бизнес-школы EDHEC, Анна Даниэлова, ассоциированный профессор Университета Макмастерa (Канада), у нас преподают эксперты крупнейших компаний – Сбербанка, «Делойт», «Интерфакса», Центрального банка РФ. Например, курс по big data читает Алексей Минин, основатель и управляющий партнер Института прикладного анализа данных компании «Делойт». Кроме того, мы пригласили на программу предпринимателей с реальным опытом работы в венчурной экосистеме и стартапах.

Тимофей: Например, я веду авторский курс «Технологическое предпринимательство», который полностью построен на личном опыте работы в венчурной экосистеме, запуске и руководстве стартапами, в том числе в области финтеха.

– Как выстраивается взаимодействие со студентами?

Юлия: С самого начала мы стараемся наращивать практическую активность студентов – мотивируем их к участию в хакатонах и других полезных для карьеры мероприятиях, чтобы они могли максимально реализовать свой потенциал. Например, для студентов магистратуры «Финтех», разработанной экспертами РАНХиГС и Сбербанка, участие в хакатонах является одним из условий допуска к экзаменам. Аналогичный подход мы планируем применить в магистратуре Financial & Digital Pro. Таким образом, мы рассчитываем, что наша программа станет некой площадкой, где бизнес-комьюнити сможет соприкоснуться с академической средой и принять участие в подготовке востребованных кадров. Мы стремимся максимально вывести студентов во внешний контур, где они смогут набраться опыта проектной и командной работы. Кроме того, часть заданий в рамках дисциплин предполагает групповую работу, где преподаватель выступает одновременно и куратором группы. Команда деканата также активно вовлечена в выстраивание траектории развития и обучения каждого студента, чтобы максимально задействовать его потенциал.

– Какие главные компетенции нужны для успешной работы на стыке финансов и современных цифровых технологий и как происходит их развитие в рамках программы?

Юлия: Прежде всего необходимы аналитические навыки, математическое и системное мышление, поскольку без такого подхода невозможно обработать и синтезировать огромный объем информации, который сегодня на нас обрушивается. Особенно это касается такой зарегулированной во всем мире области, как финансы, где помимо технологических аспектов и трендов приходится учитывать юридические, рыночные и бизнес-аспекты, и весь этот массив информации необходимо обрабатывать. Не менее важно системное мышление при проектировании и развитии «умных» городов, где представлено несколько технологических и управленческих слоев и множество взаимосвязанных участников. Построение логистических моделей также требует учета все больших факторов. В целом отрасль логистики становится все более автоматизированной, если посмотреть на рынки Национальной технологической инициативы, то в двух из них (МариНет и АвтоНет) речь идет о беспилотном транспорте.

Эти навыки развиваются за счет технологических предметов и дисциплин. Например, нужно уметь программировать и быстро собирать прототипы продуктов – даже если будущий выпускник пойдет по пути управленца, эти навыки будут необходимы для того, чтобы говорить на одном языке с техническими командами, ставить им задачи и понимать, какой продукт устарел, а какой нет.

Отсюда вытекает необходимость научиться понимать тренды современных технологий, векторы развития этих технологий, без которых невозможно придумать по-настоящему прорывные продукты. Стоит отметить, что и понимание отрасли также крайне важно. Невозможно создавать современный продукт в логистике, не понимая, что такое мультимодальные перевозки, или создавать продукт в сфере финтеха, не понимая, как работают банки.

Также не обойтись без креативного мышления, которое развивается через применение инструментов дизайн-мышления и ТРИЗ в проектах, нарабатывается во время участия в хакатонах и деловых играх. Без творческого подхода невозможно упаковать продукты так, чтобы они были привлекательны рынку.

Помимо hard skills не менее важны soft skills, умение работать в команде, собирать ее, вдохновлять и в случае необходимости быстро переориентировать на более востребованное направление. Поэтому многие курсы у нас проходят с работой в группах.

Если резюмировать вышесказанное, то основной задачей магистратуры является «рождение» новых технологических лидеров. Расширение границ возможностей наших студентов сделает их уникальными на рынке. Мы готовим универсальных «бойцов», которые будут обладать не только внушительным багажом знаний в области современных технологий и инструментами управления командой, но и умением все это синтезировать в создании инновационных прорывных продуктов. Мы создаем будущее на рынке уже сегодня. Пора выйти за грани своих возможностей и стать визионерами и лидерами нового времени.

 

Оригинал статьи:
РБК+: Как стать визионером и лидером нового времени

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления