Новости

Владимир Мау рассказал о пяти сценариях восстановительного роста и о новой роли государства в экономике

15 апреля 2021
Владимир Мау рассказал о пяти сценариях восстановительного роста и о новой роли государства в экономике

Ректор РАНХиГС Владимир Мау принял участие в открытии XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит в НИУ ВШЭ с 13 по 30 апреля 2021 г. Первым из мероприятий конференции стал круглый стол «Макроэкономические эффекты пандемии COVID-19 и перспективы восстановления экономики». Ведущим выступил президент Российского союза промышленников и предпринимателей, президент НИУ ВШЭ Александр Шохин.

В ходе круглого стола Владимир Мау отметил, что нынешний кризис имеет серьезные экономические последствия, однако его природа не экономическая: кризис не является ни структурным, ни циклическим. Вследствие этого восстановительный рост будет зависеть прежде всего от хода пандемии.

«Год назад прогнозы были гораздо более пессимистичными, чем оказалось на самом деле. Сейчас прогнозы более оптимистичные, однако все они основаны на том, что будет отскок ― классический восстановительный рост, не требующий инвестиций. Экономики будут восстанавливаться, но новые волны пандемии будут тормозить динамику, ― считает Владимир Мау. ― Мы вряд ли можем сказать, когда восстановительный рост завершится: это будет зависеть от темпов вакцинации, приобретения коллективного иммунитета и целого ряда других факторов».

Рассуждая о дальнейшем развитии ситуации, Владимир Мау обозначил пять возможных сценариев, связанных с глобальными трендами и их влиянием на Россию.

Сценарий первый: возвращение к докризисному уровню и новая нормальность

По мнению ректора РАНХиГС, такой сценарий предполагает завершение восстановительного роста, достижение докризисного уровня и продолжение ситуации десятых годов в логике, которую иногда определяют как secular stagnation («долгосрочная стагнация»). Дискуссии о «долгосрочной стагнации» ведутся на протяжении последних двенадцати лет и связаны с наследием структурного кризиса 2008-2009 гг.: она подразумевает сочетание очень низкой инфляции, невысоких темпы роста, низких (и даже отрицательных) процентных ставок, высокой долговой нагрузки бюджетов развитых стран.

Сценарий второй: экономический рост с последующим циклическим кризисом

Второй сценарий предполагает начало экономического роста, сопровождаемого ужесточением бюджетной и денежно-кредитной политики. Затем последует циклический кризис, которого экономисты ждали в 2019 году ― однако вместо него пришла пандемия, ставшая внешним шоком для экономики. По мнению Владимира Мау, восстановление, начало роста и денежно-бюджетной консолидации ― это вполне реалистичный сценарий, за которым могут последовать серьезные циклические проблемы в развитых странах, где в настоящий момент дискутируют о том, в какой мере можно в принципе продолжать сверхмягкую денежно-бюджетную политику.

Сценарий третий: экономический рост, поддерживаемый методами современной денежной теории

По мнению Владимира Мау, такой вариант является экзотическим, однако исключить его нельзя. Это попытка обеспечения роста методами современной денежной теории («modern monetary theory»). Согласно этой теории, государственный долг можно наращивать и монетизировать практически бесконечно, если это происходит в национальной валюте. «С точки зрения ортодоксальных экономистов этот вариант сомнителен, однако даже самая экзотическая и популистская политика на первых порах может вести к экономическим успехам, ― отмечает Владимир Мау. ― Это также зависит от инерции, а развитые экономики имеют большой инерционный потенциал. Нельзя исключить варианта политики в логике ММТ, что на первых порах может привести к росту (как это бывает с экономическим популизмом) - однако вечных двигателей не бывает.

Сценарий четвертый: стагфляция в логике 1970-х годов

Не исключен и сценарий стагфляции. Если не решиться на ужесточение денежной политики из-за опасений замедления роста, то стагфляционный сценарий вполне реалистичен. Сегодня он активно обсуждается экономистами, которые предостерегают от злоупотребления денежными вливаниями и видят в них потенциальный источник системной макроэкономической дезорганизации.

Сценарий пятый: рост в условиях высокой инфляции

Наконец, истории известны и ситуации быстрого роста в условиях высокой инфляции. Примером этого может служить Турция 1990-х годов; впрочем, сейчас этот сценарий представляется экзотическим и маловероятным.

Возвращение «большого государства»

По словам Владимира Мау, помимо макроэкономических аспектов есть несколько структурных, социально-экономических и институциональных трендов, на которые важно обратить внимание в посткризисной перспективе. Это новая роль государства, а также проблема занятости и базового дохода, неравенство и его влияние на политические и экономические процессы, денежная политика и новые подходы к мандатам центральных банков, проблемы глобализации.

«Усиление роли государства ― важнейший тренд. Сегодня все, включая Фрэнсиса Фукуяму, провозгласившего в 1989 году наступление эры либерализма и «конец истории», вернулись к идее «большого государства».

Однако важно понимать, что причины усиления роли государства радикально отличаются от ситуации на рубеже XIX-XX веков. Тогда было понятно, какие отрасли передовые, где можно сосредоточить ресурсы, как осуществлять догоняющее развитие путем перекачки в них ресурсов через госбюджет, ― комментирует Владимир Мау. ― Сегодня роль государства связана с противоположной проблемой ― с высокой технологической и структурной неопределенностью, с низкой готовностью бизнеса к рискам и тем самым к инвестициям. Государство должно компенсировать неопределенность, стать инвестором и страховщиком последней инстанции».

Вместе с тем, государство должно наложить на себя определенные ограничения: инвестиции должны быть связаны прежде всего с социальной, транспортной и цифровой инфраструктурой ― это секторы, которые обеспечивают повышение совокупной факторной производительности.

Кроме того, ректор РАНХиГС подчеркнул, что не следует ставить знак равенства между ростом инвестиционной активности государства и повышением налогового бремени: в современных условиях его экономическая активность должна быть связана с заемными деньгами, а не с налоговыми. Государство может заниматься инвестиционной деятельностью, одновременно балансируя бюджет и совершая заимствования на рынке. Государственный долг должен использоваться не на текущее потребление, не на бюджетный разрыв, а на инвестиционные проекты, закладывая в бюджет выплату долга и процентов, причем не допуская бюджетный дефицит.

   

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления