Новости

Новости

Выбрать будущее – управлять проектами

12 Марта2019
Выбрать будущее – управлять проектами

Декан Факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Александр Чичин рассказал о программе бакалавриата «Управление проектами», где готовят менеджеров через практику и разработку проектов по заказу крупных международных компаний.

- Расскажите, пожалуйста, о программе управления проектами: для кого она предназначена, каковы условия поступления?

- Объективно говоря, программа сложная, и освоить ее может не каждый. Можно провести параллель с предпринимательством: у нас в стране, наверное, только 20% населения способны заниматься собственным делом, что намного меньше, чем в Америке и Евросоюзе, где таких людей больше 50%, и они являются движущей силой экономики.

Специалист по управлению проектами – это, без преувеличения, ключевой специалист компании, способный расширять бизнес, делать компанию прибыльной и выводить ее в лидеры. Для такой работы требуется симбиоз личностных качеств и хорошей профессиональной подготовки, ведь приходится быть экспертом в совершенно разных областях: финансах, маркетинге, информационных технологиях, логистике и даже в иностранных языках. Специальность очень востребована, и спрос на выпускников этой программы растет с каждым годом. Среди управленцев, которые сами должны быть хорошими профессионалами, специалисты по управлению проектами считаются первыми среди равных. Поэтому, когда мы занимаемся подготовкой ребят, то они не только осваивают учебные дисциплины (а их в программе 74), но и постоянно занимаются личностным развитием.

Особенности обучения

- Есть ли какие-то принципиальные отличия между обучением управлению проектами и обучением менеджменту организации?

- По большому счету, разницы нет, поскольку специалист по управлению проектами должен обладать всеми компетенциями, которые входят в разные функциональные менеджменты. Если менеджмент разделить на управление финансами, управление проектами, маркетинг, логистику, PR, HR и так далее, то специалист по управлению проектами, руководя проектной группой, занимается всеми этими вопросами. Он должен знать, как формируются финансовые потоки, как взаимодействовать с инвесторами, как выстраивать маркетинговую стратегию, включая логистику, подбор персонала, создание рекламного контента и т.д. Получается, что project-менеджер – это специалист с целым набором так называемых hardskills и softskills. Кстати говоря, для ребят, выбравших именно это направление, мы организуем практику в разных отделах разных компаний, чтобы они представляли себе, как проекты строятся «на местах», каким образом подразделения зарабатывают деньги.

- Вы сказали, что в профиль входит 74 предмета. Какие именно?

- В основе лежит экономико-управленческий блок с такими предметами, как экономическая теория, микро- и макроэкономика, предпринимательство, менеджмент, математика, статистика, HR, маркетинг. Это – профессиональная база, на которой мы дальше строим финансовый блок, в рамках которого изучаются финансы и кредит, банковское дело, финансовый менеджмент, бухучет, финансовый анализ, МСФО.

У нас большое внимание уделяется иностранным языкам: есть два обязательных языка и третий факультативный. Требования к учебе высокие: обязательным является получение международных сертификатов.

Важна также социально-гуманитарная подготовка, поскольку претендент на то, чтобы возглавлять большой коллектив, обязан иметь широкий кругозор, коммуникативные способности и риторические навыки, без которых он не убедит людей следовать его стратегии. Поэтому у нас есть даже такой предмет как «технологии публичного выступления», где, в частности, первокурсника снимают на камеру в различных ситуациях, а затем преподаватели разбирают с ним, что требует коррекции.

- Расскажите, пожалуйста, про преподавателей. Есть ли среди них иностранцы? Преподают ли практические бизнесмены?

- На первом курсе со студентами работают три иностранных преподавателя. Один из них закончил Оксфорд, он специалист по проектам; правда, со студентами он начинает с простого: создания англоязычного сайта-визитки. Вроде бы мелочь, но, во-первых, это заставляет студента совершенствовать свой английский, во-вторых, очень мотивирует личное развитие: надо быть не просто на уровне, а выше уровня тех, кто смотрит твой сайт, чтобы оставаться для них интересным.

У нас есть студенческое сообщество FESSXSociety – оно объединяет тех ребят, которые видят себя предпринимателями. Они входят в деловую среду, взаимодействуют с реальными бизнесменами, начинают работать над разными предложениями, включая стартапы.

Наш приоритет – управление проектами. На программу мы набираем 100 человек, делим их на 20 групп по пять человек, и каждая делает свой бизнес-план. Например, вертикальные теплицы в каком-то районе Подмосковья: это реальный бизнес-план с указанием точного места, с расчетами, который ребята делают полгода, а потом представляют его на суд инвесторов. Они защищают бизнес-план в течение 30 минут, и мы это показываем в онлайн-трансляции на сайте Академии. Ребята к этому испытанию готовятся очень серьезно, и в итоге видна громадная разница между тем, какими они пришли полгода назад и какими стали, как хорошо научились оперировать экономическими категориями и с пониманием рассуждать об экономических темах. На защите бизнес-плана они пытаются убедить инвесторов, что «срок окупаемости проекта 1 год и 2 месяца, и после этого проект будет приносить 14,7% прибыли, что выгоднее, чем положить деньги на депозит в банк». А инвестор, в свою очередь, пытается развалить проект, показать, что «здесь они неточно просчитали, здесь возникает новый риск, здесь не учли появление нового конкурента». Но большинство проектов признаются реализуемыми.

Международные проекты

- Участвуют ли студенты в программах или проектах с зарубежными партнерами?

- В 2018 году мы подписали соглашение об академическом обмене сразу с тремя университетами из Франции, Италии и Венгрии, а в этом году список пополнится новыми партнерами. Всем факультетам важно расширять международное сотрудничество хотя бы потому, что возможность поучиться за границей должна быть у максимального числа студентов. А у нашего факультета есть еще один достаточно необычный мотив. Дело в том, что на третьем курсе наши студенты начинают работать над проектами глобальных компаний. Сейчас у нас таких около 30 – 6 от PepsiCo, по 4 от Bosch, Pfizer и Delonghi, 3 от BMW, несколько проектов от BMW-Mini, все проекты длятся по 4-6 месяцев. Принципиально важно, что проекты разрабатываются вместе со студентами зарубежных университетов. В эту работу мы вовлекли Пизанский университет (Италия), немецкий институт Fresenius, Бельгийский свободный университет, французский университет София-Антиполис и венгерский Университет Святого Иштвана. В ближайшее время к проекту «Умный дом» от Bosch должны подключиться университеты из Нидерландов и Румынии. И еще несколько новых партнеров нам предстоит найти.

Получить от международных компаний 30 проектов – это невероятное достижение для нашего факультета. Думаю, ни в одном другом вузе нет ничего подобного. Два года назад нам тоже было даже трудно представить, что мы можем быть полезными российским представительствам этих компаний-гигантов. Но мы стали не просто полезными, а по сути вышли на уровень консалтинга. Оказалось, что наши преподаватели уже успели освоить только что появившиеся в экономике и менеджменте прорывные технологии, а наши студенты научились использовать эти технологии, несмотря на то, что они пока не всегда применяются даже в самых крупных компаниях. С помощью методов ProcessMining, DataScience, MachineLearningстуденты способны структурировать большие объемы информации, разрабатывать экономико-статистические модели для анализа внешней и внутренней среды компании, выстраивать финансовые модели инвестиционных проектов, создавать маркетинговые и коммуникационные стратегии, разрабатывать прогнозы и сценарии бизнес-процессов всей компании и ее подразделений.

Принцип работы над проектами таков: вся работа ведется на английском языке. По прошествии половины срока наша проектная группа едет, скажем, в Германию, где проходит предзащита, а через два-три месяца к нам приезжает немецкая группа для итоговой защиты. Защиту проекта принимает компания-заказчик с участием ее президента или вице-президента. Так, две недели назад мы с немецкими партнерами завершили три проекта по заказу компании Delonghi. В академию приезжал весь менеджмент компании во главе с генеральным директором DelonghiGroup Михаилом Покровским. По его словам, уровень, показанный студентами, – это настоящий консалтинг, и теперь компания хочет заказать 4-5 новых проекта. А еще он был удивлен тем, что наши третьекурсники соревновались с 27-летними немецкими магистрами и представили исследования более фундированные, основанные на лучшем знании новых технологий.

То, что мы перешли на такие проекты, – это очень важно для трудоустройства. Алгоритм тут такой: руководители отделов этих компаний читают у нас свои учебные курсы, видят ребят в аудитории, проводят с ними воркшопы в компании, приглашают на практику, оценивают их в проектах, а затем берут на оплачиваемую годичную стажировку.

- Есть ли случаи успешного трудоустройства, как непосредственно во время учебы, так и после? Куда студенты идут по окончании программы?

- Мы не претендуем, чтобы ребят брали на работу сразу. Наша задача – устроить их на годичную оплачиваемую стажировку на 4-м курсе. Так, в этом году из 110 третьекурсников в проектах участвовало 75 студентов, и многие из них получили такое приглашение. Например, в компании PepsiCo были так довольны качеством разработанных проектов, что по окончании пятичасовой предзащиты руководитель HR-отдела сказал, что готов взять наших ребят на стажировки уже на третьем курсе. На что мы вынуждены были ответить, что пока рано, но на четвертом курсе – пожалуйста. После года стажировки ребята, с высокой долей вероятности, будут приняты на работу. А глобальная компания как первое место работы – это очень хороший старт в карьере.

Должен сказать, что не все студенты хотят участвовать в работе над проектами – для некоторых важнее поучиться в аудитории, получить дополнительные сертификаты по языкам, по управлению проектами, а вопросы трудоустройства они будут решать уже в магистратуре. И все же подавляющая часть хочет решить вопрос трудоустройства еще до получения диплома, тем более что у них теперь есть такой прекрасный «мост» в международные компании.

Адаптация к изменениям

- Насколько быстро программа адаптируется к изменениям, происходящим в мире?

- Во всех академических структурах изменения происходят постоянно. Меняются российские образовательные стандарты, для состыковки наших учебных программ с программами зарубежных университетов-партнеров вводятся новые предметы и апробируются новые методики. Например, став два года назад авторизованным центром Кембриджского университета, наш факультет ведет преподавание английского по методикам и материалам Кембриджа. Или такой пример: партнером нашей академии является Microsoft – на основе технологий этой компании студенты получают американский сертификат по управлению проектами (вдобавок к российскому сертификату ПМ Стандарт).

Факультет перешел на новый принцип – обучение через исследования. Мы стараемся вовлечь ребят в индивидуальную и групповую работу с самого начала: они постоянно работают над практическими, прикладными темами с конкретным измеряемым результатом. И вообще, подача учебного материала происходит по-другому. Например, если раньше курс экономики обычно начинали с момента рождения Адама Смита, то теперь он начинается с блокчейна, data science, криптовалют, потому что это как раз и захватывает ребят. А уже потом можно вернуться к истории, где и всплывет светлый образ Адама Смита.

Мы вступили сейчас в экономику 4.0, в интернет вещей, и эти совершенно новые реалии требуют, чтобы экономическая наука все это быстро впитывала и сразу передавала студентам. Хорошо, что теперь не нужно столько времени на то, чтобы накопленный опыт был осознан и описан, ведь пока книга издастся и по ней начнут преподавать, происходит разрыв лет в пять. Теперь это невозможно – то, что появляется, моментально должно быть принято в обсуждение, и Академия настроена именно на это.

- Александр Васильевич, что вы посоветуете школьникам, которые планируют поступать на эту программу?

- Я бы посоветовал, во-первых, заниматься английским языком. Став студентами, эти ребята будут готовиться к семинарам, писать большинство эссе не по российским учебникам, а по материалам HarvardBusinessReview или FinancialTimes. Английский нужен как инструмент, потому что его много в программе, и он необходим для занятий с иностранными преподавателями. У поступающих на наш факультет ЕГЭ по английскому должен быть не меньше 70 баллов.

Также желательно, чтобы абитуриенты приходили в вуз с пониманием того, что эти четыре года обучения – это не просто высшее образование, а их шанс успешно начать профессиональную карьеру. Жизнь с каждым годом становится интенсивнее и «плотнее», поэтому надо, чтобы ребята выбирали вуз и факультет уже с пониманием, кем они хотят стать. Если они хотят связать свою жизнь с управлением проектами, то они должны заранее понимать, что им придется освоить большой объем знаний, набрать много профессиональных компетенций, и что по жизни они «обречены» на постоянное осмысление и внедрение экономических и управленческих новаций.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления