Новости

Новости

За медициной – в Россию? Мифы и реальность

14
Января2020
За медициной – в Россию? Мифы и реальность

Ежегодно в поисках наилучшего лечения по миру путешествуют более 11 миллионов человек. Правительства разных стран любят медицинский туризм. Зарубежный пациент привозит с собой вдвое больше средств, чем обычный путешественник.  Это – гарантированный вклад в ВВП страны. Россия поставила целью стать центром притяжения для пациентов из разных стран.Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года. Ее реализации был посвящен научный семинар Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС «Развитие экспорта медицинских услуг в России».   

Владимир Назаров, заместитель директора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, рассказал, что в современном мире признаются четыре вида экспорта медицинских услуг.    

В первом случае речь идет о телемедицине. Сегодня Россия не решила вопрос о тарифицировании телемедицины и потому не может ее экспортировать.  В других случаях юридическое лицо открывает медицинскую организацию за рубежом или государство отправляет своих врачей в разные страны мира.

Но чаще всего границу пересекает пациент. 35-40% иностранцев, которые лечатся за рубежом, считаются типичными представителями медицинского туризма.   

Почему они выбирают для поправления здоровья другую страну?  

Из Канады, где медицинская помощь недорогая и качественная, жители отправляются в США, надеясь получить те же услуги дороже, но без очереди. Небогатые североамериканцы стремятся на лечение в страны Карибского бассейна.

Не всегда медицинский турист ищет более дешевого или более квалифицированного лечения. Эксперты Президентской академии указали на культурно-исторические «факторы притяжения». Выбирая клинику за рубежом, люди думают о географической, языковой и культурной близости своих стран. 50% от объема медицинского туризма в мире составляют поездки к ближайшему соседу. Жители Сингапура и Малайзии стремятся в Индонезию, Индии – в Бангладеш.

Тот, кто едет за рубеж лечиться¸ платит больше, чем тот, кто развлекается и осматривает достопримечательности. В Таиланде среднестатистический медицинский турист оставляет в два раза больше денег, чем рядовой путешественник. Поэтому страны-лидеры по экспорту медицинских услуг стремятся упростить визовый режим для пациентов из-за рубежа. Например, в Таиланде и Мексике ее оформление визы можно завершить после въезда.

На приеме зарубежных пациентов сегодня специализируются США, Индия, Сингапур, Таиланд, Южная Корея, Турция, Великобритания, Венгрия, Израиль, Иордания, Коста-Рика и др.

Теперь к пулу стран-экспортеров медицины присоединяется Россия.

– У нашей страны есть все необходимые условия для развития экспорта медицинских услуг, - уверен Владимир Назаров. – Это относительно дешевая, по сравнению с западными странами, рабочая сила, насыщенная высокотехнологичными оборудованием система здравоохранения, вполне сопоставимая с лучшими мировыми образцами, и ряд коллективов, которые могут оказывать медицинскую помощь международного уровня.  

…Президент Российской Федерации поставил задачу до конца 2025 года увеличить объем экспорта медицинских услуг в 4 раза, по сравнению с 2017 годом, – до 1 млрд долларов США. С этой целью в России реализуются два федеральных проекта.

В проекте Минэкономразвития «Экспорт медицинских услуг» прописан ряд мер по развитию медицинского туризма: либерализация визового режима, смягчение мер валютного контроля, сертификация организаций-партнеров. В проекте Минздрава заложена информационная составляющая, разработка и координация мер по поддержке экспорта медицинских услуг и мониторинга его объема.   

– За год реализации проекта Минздрава «Развитие экспорта медицинских услуг» нам удалось выстроить систему сбора данных и объяснить  управленцам, что обслуживать иностранных пациентов – это интересно, прибыльно и приносит дополнительные инвестиции, - отметил Андрей Гайдеров, заместитель директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России.

…По сведениям консульского отдела МИД России, от 1,5 до 2,5 тысяч иностранцев въезжают в нашу страну с целью получения медицинской помощи. По данным Минздрава, в 2017 году в нашей стране лечилось 120 тыс. иностранцев, в 2018 году – 300 тыс. Дело в том, что в России до сих пор нет специальной медицинской визы. Большинство иностранных пациентов пересекают границу по деловым или туристическим визам (их срока недостаточно для серьезного лечения). Сегодня ведется совместная работа МИДа и Минздрава по упрощению визового режима для зарубежных пациентов.

Главные «входные ворота» нашей страны по обслуживанию медицинских туристов – Москва и Петербург. Но есть приграничные Владивосток и Калининград с большим потенциалом и соответствующими программами, есть Ханты-Мансийский АО, обладающий высококачественной  медициной с большими инфраструктурными вложениями. В регионах РФ действуют известные медицинские центры по определенным профилям: кардиологии, травматологии, конструктивной хирургии и др.

В ноябре 2019 года был запущен национальный агрегатор данных, знакомящий иностранцев с медицинскими услугами в России. Его лозунг «Приглашаем посетить Россию с пользой для здоровья!» Он объединяет и стандартизирует информационные материалы из медицинских организаций по определенным профилям. Вкладки переводятся на английский, китайский, корейский, французский, исходя из аудитории, которую рассчитаны медицинские услуги. По замыслу создателей, агрегатор должен стать единым окном для входа в российскую систему здравоохранения. Любой иностранец может с его помощью оформить заявку на лечение и организовать свою поездку в Россию, вплоть до получения льгот на билеты.

– Все, что необходимо для экспорта медицинских  услуг, в России уже есть. У нас не было только парадигмы, что мы работаем для иностранных пациентов, - сказал Андрей Гайдеров.

Во время семинара в Президентской академии докладчики развеяли несколько мифов.    

Лидеры по экспорту медицины – страны Западной Европы и США?

– Нет, на завоевание мирового рынка медицинских услуг сегодня нацелены  Южная Корея, Турция. Таиланд, - объяснил Назаров. – Лечение в США обходится дорого, поэтому некоторые американские работодатели экономят большие деньги, покупая страховки для лечения своих работников в соседней, более дешевой Мексике. Образцовые системы работы с медицинскими туристами создали Турция и Южная Корея. Например, пациент, въезжающий в Турцию с медицинской целью, может получить 50% скидку на авиаперелеты.

Заграница не интересуется российской медициной?

– Нет, в сектор нашей частной медицины идет спонтанный поток из США, Германии, Швейцарии. Делегации из Израиля заинтересованы в некоторых видах медицинской помощи в РФ и считают ее лучшей, - отметил Гайдеров. – В России в 4-5 раз дешевле, чем в Западной Европе, эстетическая медицина и стоматология. Иностранцами востребованы профили кардиологии, эндокринологии, офтальмологии, детской медицины и др.

В России не хватает мощностей даже для своих граждан?

– Нет, в нашей стране есть высокотехнологичные клиники, которые недозагружены. Например, с кардиохирургическим профилем. Они обеспечены рабочими руками, компетенциями, оборудованием, которое простаивает.  Врачи говорят: у нас в отделении 12 операционных столов, мы можем сделать хоть 120 операций, только приводите пациентов, которые смогут заплатить. 

Наши врачи никогда не выучат английский язык?

– Английский язык – наша вечная головная боль, - согласился Назаров, – но  основной контингент, на который мы должны рассчитывать, – жители стран бывшего СССР. Именно они могут быстро и относительно дешево добраться до крупных медицинских центров Российской Федерации.

– Сегодня разрабатываются модули дополнительного образования, которые помогут подготовить команды для работы с медицинскими туристами, - подчеркнул Гайдеров. – В первую очередь это будет касаться управленцев здравоохранения, врачей и среднего медперсонала, с которым иностранные пациенты проводят большую часть времени.

У российской медицины никогда не будет бренда?

– На определенных профилях медицины с низкими рисками специализируются маленькие страны. Израиль и Турция развивали систему медицинского туризма прицельно, выстраивая кластеры с определенной специализацией. Россия – страна большая. Мы можем обслуживать иностранцев практически по любому профилю медпомощи. В области офтальмологии российский бренд, например, уже сформировался. Другие российские бренды: эндокринология, реконструктивная хирургия, ортопедия. У каждого российского региона уже выделены наиболее передовые клиники и есть свой профиль.

Граждане России – в приоритете

Как расширение экспорта медицинских услуг отразится на жизни простых россиян? Не окажется ли, что медицинскую помощь иностранцам будут оказывать за их счет? Участники семинара в РАНХиГС задали этот вопрос докладчикам.

– Социальные риски есть. Но Минздрав воспринимает проект по экспорту медуслуг как дополнительный. Основное для нас – оказание медицинской помощи в полном объеме гражданам РФ, - подчеркнул Андрей Гайдеров. – Лечение иностранцев мы рассматриваем как дополнительные инвестиции, то есть деньги, которые клиники могут потратить на прибавки к зарплатам врачей, на дополнительную закупку лекарственных препаратов. Из бюджета их можно заказывать только в рамках 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А из средств, уплаченных медицинским туристом, врач сможет закупить любые лекарства для нуждающегося российского пациента. Кроме того, эти деньги можно будет направить на улучшение инфраструктуры клиник, что изменит качество оказания медицинских услуг для россиян.      

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления