Новости

Зачем и как изучать публичную политику: отвечают эксперты ИОН РАНХиГС

24 мая 2021

В Институте общественных наук РАНХиГС состоялся круглый стол «Зачем и как изучать публичную политику», приуроченный к запуску новой программы магистратуры «Стратегический менеджмент и публичная политика». В дискуссии приняли участие сотрудники кафедры публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС Александр Балобанов, Владислав Калинин и Владимир Якимец, а также Екатерина Шульман (МВШСЭН) и преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций ИОН РАНХиГС Валерий Дикевич.

В 2016 году кафедра публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС стала инициатором создания образовательного стандарта «Публичная политика и социальные науки». Так появилась первая в России программа бакалавриата по публичной политике, которая готовит специалистов для работы в органах власти и в бизнес-структурах. Интерес к этой сфере сегодня начал расти как среди различных образовательных институций, так и стороны абитуриентов, поэтому создание новой магистерской программы является продолжением развития образования в области Public Policy. Вместе с тем, эта отрасль в России только набирает обороты, поэтому в рамках дискуссии участники ответили на три ключевых вопроса о публичной политике.

Что такое публичная политика?

Екатерина Шульман: Очень часто, когда говоришь людям, что преподаешь курс по публичной политике, можно услышать в ответ: «А разве она у нас есть?». Само понятие является жертвой «ложного друга переводчика»: если спросить далекого от темы человека, что такое публичная политика, то он, конечно же, ответит, что это та политика, которая происходит публично, то есть в информационном пространстве. Но когда мы говорим о публичном праве, то все понимают, что здесь «публичный» не значит «видимый». Это означает «относящийся к публичному интересу». Точно по такому же принципу публичная политика — не то, что происходит как-то специфически открыто. Публичная политика — это широкий круг тем, связанных с принятием государственных решений.

Владимир Якимец: Я лично не один раз встречал в статьях и публичных выступлениях различные «заклинания», в которых публичную политику связывали с открытостью, гласностью, прозрачностью и работой в представительных органах власти. Так вот, это ничего не дает: если не работают сами институты, то эти категории остаются лишь заклинаниями. На самом деле, главными в публичной политике являются четыре позиции: артикуляция общественных интересов, публичный контроль деятельности власти и состояния дел в обществе, возможность влияния на формирование государственной или муниципальной публичной политики, а также политическое просвещение граждан. Что касается формального определения, то оно звучит следующим образом: муниципальная публичная политика — система взаимодействия имеющих полномочия субъектов, отвечающих за подготовку и принятие управленческих решений, касающихся функционирования и развития муниципального образования, с различными акторами и созданием условий для вовлечения граждан в развитие муниципального образования.

Владислав Калинин: Рассуждая о терминах, нужно начать с демаркации понятий politics и policy. С английского «policy» переводится как «курс действий, направленных на принятие решения», а «politics» переводится как «борьба за власть». В публичной политике выделяются четыре элемента: субъекты policy (государство, НКО, бюрократы), объекты (население страны, домохозяйства), а также теория и практика. Публичная политика — это некое единство теории и практики, то есть сборка способов управления, которая базируется на различных режимах и техниках. Это может быть администрирование или New public management как дисциплина, которая появилась в 80-ые в западных странах для замещения классической бюрократии.

Александр Балобанов: Мне очень нравится, как Аристотель начинает свою книгу «Политика» с концепции полиса, то есть города-государства, в котором под политикой подразумевается высший тип общения по поводу общих вопросов. Понятие в ходе истории изменилось, но смысловое ядро осталось неизменным. Политика по предмету всегда публичная, так как касается общих дел в нашем общем пространстве. Но ответить, что это за пространство всегда было сложным: от античности до сегодняшнего дня.

В чем особенности публичной политики в России сегодня?

Валерий Дикевич: Многие студенты, приезжающие учиться из регионов, на занятиях часто задают такой вопрос: «А почему так получается, что в «Единой России» оказываются все лучшие люди нашего города?». Приходится объяснять, почему так происходит, так как вопрос достаточно острый, а студенты приводят конкретные примеры, рассказывая о локальных общественных инициативах. И мы эти кейсы совместно разбираем. Вот пример из моей собственной практики: намечаются общественные слушания, посвященные градостроительной политике, на уровне муниципалитета — на этом уровне можно сильно повлиять на ситуацию или выторговать серьезные преимущества для жителей районов, в которых строятся объекты. Но нужно отметить, что в российской публичной политике крупные игроки (корпорации, банки и т.д.) выигрывают среди стихийных объединений граждан. Хотя в последнее время благодаря гражданской активности в интернете ситуация меняется, и все чаще тема строительства превращается в арену для схватки между государственными структурами и гражданским обществом.

Владимир Якимец: Я бы начал с уточнения, что все-таки в России не каждая проводимая политика является публичной. Достаточно посмотреть на деятельность Государственной думы, которая в закрытом режиме проводит некоторые обсуждения. А само включение людей в процесс воздействия на политику проявляется только тогда, когда люди начинают понимать, что их мнение может быть услышано, и это мнение способно оказать воздействие на принятие решения.

Александр Балобанов: Обсуждение реальных кейсов подтверждает, что публичная политика в России, безусловно, есть. Мы сегодня живем в таком мире, когда вопрос о государстве — это прежде всего вопрос, так как до сих пор нет четкого ответа, что это такое. В этом смысле публичная политика включает в себя размышление о том, что такое государство. Находясь в российском пространстве, нам сегодня многое приходится наверстывать. Например, вся проблематика, связанная с правами человека, которая активно обсуждалась после Второй мировой войны, прошла мимо России, так как у нас было совсем другое государственное устройство. Кроме того, мы не часто обращаем внимание на то, что за двадцатый век население Земли увеличилось в четыре раза. А что это означает для нас? Это значит, что что на порядок увеличилась сложность взаимодействия, коммуникации и, следовательно, принятия решения. В таком контексте публичная политика находится в центре ключевых вопросов, которые организуют жизнь людей.

Что делать: как изучать и преподавать публичную политику?

Екатерина Шульман: Для меня идеальный способ изучения этой проблематики состоит из двух элементов: рассмотрение того, как функционирует государственный аппарат, и того, как общество пытается влиять на принятие государственных решений. В наших условиях политическое пространство заполнено в значительной степени именно государственными акторами и институтами, а потому студентам необходимо давать полное и внятное знание о том, по каким нормам действует государство. Не менее важно рассказывать о том, как устроены политические кампании, каким образом граждане объединяются друг с другом по интересам, как граждане взаимодействуют друг с другом, а также с лицами, принимающими решения. Таким образом, мы даем нашим слушателям инструментарий для понимания окружающей действительности.

Валерий Дикевич: Мне кажется, что преподавание публичной политики должно объединять теорию и практику. Нужно искать как можно больше реальных кейсов и обсуждать их со студентами.

Посмотреть полную запись дискуссии в рамках круглого стола «Зачем и как изучать публичную политику» можно на YouTube-канале ИОН РАНХиГС.




Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления