Кто вы?

Интервью с директорами программ

 

Итоги года: интервью «Что Делать Обозрение» с Софьей Троценко

03 Июля2017
Итоги года: интервью «Что Делать Обозрение» с Софьей Троценко

Софья Троценко, основатель ЦСИ «Винзавод», год назад вступила в должность декана Школы дизайна Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС. Визитная карточка Школы дизайна – сильная команда преподавателей и талантливые выпускники. В интервью деловому изданию «Что Делать Обозрение» Софья рассказала о деятельности Школы, особенностях дизайнерского образования в России и важности управленческого опыта в образовательной сфере. 

У вас обширный управленческий опыт. Вы руководите Центром современного искусства ВИНЗАВОД, участвует в работе Министерства культуры, теперь вы декан Школы дизайна РАНХиГС. Какие новые вызовы принесла эта должность? Пришлось ли вам менять свою стратегию менеджмента при входе в университетскую среду?

Новая сфера деятельности – всегда вызов самому себе. Приходится работать с внутренней мотивацией, ощущениями и приоритетами. Сфера образования, на мой взгляд, одна из самых важных, ею действительно стоит заниматься. Она требует заинтересованности, стопроцентной вовлеченности, заставляет применять личные способности максимально эффективно.

Что касается смены техники управления, стоит сказать, что менеджмент предполагает некий универсальный подход. Конечно, есть моменты, которые зависят от специфики отрасли, но и они не были для меня чем-то совсем новым. В 2011 г. я занимала должность декана продюсерского факультета в Школе-студии МХАТ, это было моим первым серьезным опытом в данной области. Потом я перешла на госслужбу, которая также была связана с ведением образовательных проектов.

Какие особенности существуют у дизайнерского образования в России, над чем вы работаете в первую очередь?

Я могу сказать об общем впечатлении о дизайнерском образовании. До того, как я стала деканом Школы дизайна в РАНХиГС, у нас на ВИНЗАВОДе есть проект по поддержке молодых талантливых профессионалов – «Территория дизайна», благодаря которому у нас была возможность знакомиться с результатами обучения в большом количестве профильных ВУЗов по всей стране. Могу сказать, что впечатления остались достаточно грустные. Нельзя не признать, что образование в сфере дизайна в большинстве случаев до сих пор основано на академической практике и мало где развивается в соответствии с требованиями времени.

Дизайнеру важно уметь работать головой, понимать, чего от тебя хочет рынок, и следить за развитием технологий. Наша задача – научить студента ориентироваться в современном мире, не теряя творческих способностей и креативности.  

Карьера художника другая. Ему не обязательно знать потребности покупателей, художник все равно продолжит рисовать, даже если на каком-то этапе это будут работы «в стол». Конечно, здесь тоже важно найти подходящего куратора, участвовать в выставках, но это не является определяющим параметром реализации в профессии.

С какого курса студент должен приступать к коммерческой деятельности?

Работа, которая помогает применить на практике навыки, полученные в процессе обучения, чрезвычайно важна. У нас есть программа стажировок, которая позволяет студентам пробовать себя в крупных компаниях уже с первого курса. Впоследствии в эти компании можно устроиться на работу.

Не мешает ли занятость в университете продолжать курировать проекты ВИНЗАВОДа?

Как президент Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД я занимаюсь определением направлений его деятельности. Формированием и реализацией выставочной программы, то есть оперативным управлением, занимается команда Фонда, во главе с исполнительным директором. Кроме того, для разных проектов у нас сформированы экспертные советы. У нас нет системы, когда утверждением проекта занимается один человек. Все решения принимаются коллегиально, проходя через внутреннюю экспертизу.

Так или иначе, во всех своих проектах вы руководили командой творческих людей. Скажите, в чем главная особенность работы с таким коллективом?

Главное – придерживаться индивидуального подхода к сотрудникам. На ВИНЗАВОДе нам удалось изменить стандартную схему организации процессов в сфере культуры, при которой существует директор, занимающийся управлением музея или галереи, и все остальные: кураторы и сотрудники, не участвующие в формировании выставочной программы. Мы ушли от такого подхода, как и от стереотипа, что в культуре в принципе управлять ничем невозможно.

Несмотря на то, что я менеджер проектов в сфере культуры по профессии, то есть по своему первому образованию, многое в руководстве творческим коллективом мне приходилось узнавать на практике. В итоге могу сказать, что главное – найти тонкую грань между возможностью организовать процесс и контролировать его и способностью не давить, не влиять на «полет фантазии» творческого человека.

Сфера культурных проектов предполагает такие характерные аспекты бизнеса, как постановка четких KPI, сроков, планов?

В системе управления эти показатели, безусловно, сохраняются. Однако я хочу подчеркнуть, что в нашем коллективе практически нет людей, которых относят к творческим профессиям. Я работаю с менеджерами, которые занимаются организацией работы проекта, а не с производителями контента. Творческие люди взаимодействуют с кураторами, с теми, кто доводит идею до реализации.

Как вы оцениваете рынок современного искусства у нас в стране? Насколько работы российских художников востребованы на Западе?

Если говорить именно про рынок, то он у нас, по сравнению с любым западным, не сильно развит. Из-за отсутствия активной работы по продвижению российского искусства за рубежом известность наших художников на Западе остается невысокой.

Что касается западных художников, с моей точки зрения, для них не имеет большого значения, где продавать свои картины. У нас есть коллекционеры, поэтому на выставках многие интересуются тем, что происходит в России.

Чтобы система изменилась, ею нужно заниматься. Российское современное искусство не будет развиваться, пока все элемента арт-рынка остаются без изменений. Нам необходимы аукционные дома, высокий уровень образования, галереи, фонды, специализированные СМИ и компетентные кураторы.

Есть ли предпосылки для создания всего этого?

Предпосылки есть всегда.

 

Журнал «Что Делать Обозрение» с Софьей Троценко

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления