Кто вы?

Интервью с директорами программ

 

Многопрофильный бакалавриат ИОМ открывает выпускникам широкие карьерные перспективы

01
Июля2019
Многопрофильный бакалавриат ИОМ открывает выпускникам широкие карьерные перспективы

Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС в 2019 г. открыл новый образовательный формат – многопрофильный бакалавриат «Управление бизнесом в сфере гостеприимства», который позволяет студентам углубленно изучать все аспекты индустрии гостеприимства и на основе полученных знаний построить собственную траекторию развития по одному из четырех профилей – «Управление гостиничным бизнесом», «Ресторанное дело», «Управление объектами культуры» и «Управление мероприятиями». Заместитель декана факультета гостеприимства ИОМ Ирина Гончарова рассказала об особенностях нового формата, создании индивидуального плана развития и перспективах обучения на многопрофильном бакалавриате.

– Почему было принято решение создать такой образовательный формат, и чем он отличается от тех программ, которые уже есть на факультете? Какие возможности предоставляет многопрофильный бакалавриат?

– Сфера гостеприимства – одно из самых крупных и динамично развивающихся направлений бизнеса, в которой создается очень много рабочих мест. К сфере гостеприимства относятся не только компании гостиничного и ресторанного бизнеса, но и предприятия отдыха и развлечений, объекты культурного наследия, агентства по организации конгрессно-выставочных, зрелищных мероприятий, event-индустрии. Ввиду многообразия различных областей деятельности сфера гостеприимства предлагает невероятные по возможностям карьерные перспективы.

Но на рынке труда в сфере гостеприимства и туризма сложилась парадоксальная ситуация. Квалифицированный персонал остро необходим, предложение со стороны рынка образовательных услуг существует даже в избытке (на сайте Ростуризма дается информация о 585 образовательных учреждениях высшего образования, которые осуществляют подготовку кадров для сферы туризма), но специалисты не востребованы работодателями. Многие выпускники вузов не трудоустраиваются по полученной специальности или занимают позиции, требующие более низкого уровня образования.

Для выяснения причин невостребованности выпускников на рынке труда в сфере гостеприимства и выявления трендов ее развития в 2015 г. факультетом гостеприимства ИОМ РАНХиГС совместно с Федерацией рестораторов и отельеров России была проведена форсайт-сессия «Проблемы и развитие индустрии гостеприимства в России до 2035-го года», в которой приняли участие более 120 представителей и экспертов сферы гостеприимства и туризма. Результатом стала дорожная карта, которая позволила спрогнозировать изменения, которые в ближайшее десятилетие могут претерпеть области, сферы, объекты и задачи профессиональной деятельности в сфере гостеприимства, а также готовность вузов к этим изменениям.

– Как будет проходить обучение на бакалавриате?

– В 2016 г. был разработан профильный образовательный стандарт Академии по направлению подготовки «Гостиничное и ресторанное дело». Данная программа пользуется спросом, поэтому было принято решение готовить специалистов в нескольких областях сферы гостеприимства и туризма одновременно, и в 2019 г. в Академии был утвержден образовательный стандарт многопрофильного бакалавриата «Управление бизнесом в сфере гостеприимства».

Главная особенность модели многопрофильного бакалавриата состоит в ее гибкости. Абитуриенту не нужно делать окончательный выбор направления до поступления в Академию. Первые два года студенты обучаются по единой программе. В это время им предлагается погрузиться в сферу гостеприимства: они посещают предприятия, участвуют в мастер-классах, в мероприятиях и выставках в качестве волонтеров, на профессиональных мастерских знакомятся с лидерами и ведущими специалистами сферы гостеприимства. Студенты обязательно проходят двухмесячную практику у официальных партнеров программы, в число которых входят Lotte Hotel, Four Seasons Hotel, Swissotel Красные Холмы, Marriott Hotels, Holiday Inn, Hilton Hotel, InterContinental, «Метрополь», «Петровский путевой дворец», рестораны «Росинтер Ресторантс Холдинг», «Мясо&Рыба», «Кофемания». Кстати, в этих предприятиях работают наши выпускники на очень хороших позициях: от менеджеров служб, тренинг-менеджеров сети отелей и ресторанов до заместителей руководителей служб. Погружение в профессиональную среду дает студентам более осознанное понимание для последующего выбора траектории своего развития.

Еще одна особенность программы многопрофильного бакалавриата – изучение двух иностранных языков, английского и по выбору – немецкого, итальянского, испанского или французского. По завершении освоения общей части программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя написание эссе на английском языке, защиту проекта по выбранному направлению для последующего обучения на 3 и 4 курсах.

Многопрофильный бакалавриат позволит уйти от узконаправленной подготовки специалиста только для гостиниц, предприятий питания или турфирм, он способствует глубокой вовлеченности студента в профессиональную среду и дает возможность выстроить свою собственную траекторию построения карьеры. Работодатели получают специалиста с навыками, необходимые для адаптации при изменяющейся деятельности в сфере гостеприимства.

– Какие еще возможности предоставляет многопрофильный бакалавриат?

– В течение третьего года обучения студенты занимаются изучением операционной деятельности тех предприятий, которые они выбрали для последующей специализации. Особенностью является производственная практика под руководством наставника. Студенты, обучаясь, например, по программе «Ресторанное дело», прикрепляются к управляющим ресторанов тех сетей, с которыми мы работаем. В течение двух месяцев они проходят практику как его ассистенты. Итогом промежуточной аттестации второго этапа обучения является проект по операционной деятельности предприятия сферы гостеприимства, выполненный студентами в командах.

В течение четвертого курса осваивается углубленная специализированная часть образовательной программы, которая расширяет или углубляет компетенции. Например, учась на образовательной программе «Управление гостиничным бизнесом», студенты могут специализироваться в области revenue management или по управлению качеством в гостиничном бизнесе.

Поскольку довольно много времени уделяется практической составляющей бизнеса в сфере гостеприимства, более 80% студентов на 4 курсе уже трудоустроены и защищают дипломы, связанные со своим местом работы. В этом году на защите выпускных квалификационных работ бакалавров было представлено два уже реализованных проекта по созданию кондитерского производства с кофейней.

– Как вы оцениваете перспективу сферы гостеприимства? Будет ли расти потребность в специалистах в данной области в ближайшие несколько лет?

– В 2014 г. к Олимпиаде в Сочи открылось довольно много гостиниц по всей стране, к 2018 г. также открывались новые – уже к чемпионату мира по футболу. Но кадров не хватает: потребность в управленцах среднего звена для гостиничного бизнеса составляет порядка 60-70 тысяч человек. В стране есть учебные заведения, которые выпускают до 500 человек в год, но эти люди не идут работать в отрасль. Мы исключение – более 80% наших выпускников идет в отрасль.

Кроме того, ежегодно также открываются тысячи ресторанов, но из-за того, что управляющие не имеют хорошего образования, большинство закрывается. И здесь у наших студентов тоже большие перспективы.

– Сколько человек планируется принять на многопрофильный бакалавриат?

– В этом году, поскольку в таком формате программа идет первый год, планируется набрать порядка 80 человек.

– Планируется в будущем увеличивать число направлений и профилей, входящих в многопрофильный бакалавриат?

– Да, у нас есть такие планы. Мы очень благодарны директору ИОМ РАНХиГС Ивану Федотову, который и является инициатором создания такого формата как многопрофильный бакалавриат. Сфера гостеприимства действительно очень обширна, и здесь есть возможности для разработки новых образовательных программ. Например, сейчас нигде не готовят специалистов по формированию гастрономических брендов территорий, на рынке труда есть потребность в гостиничных и ресторанных аналитиках.

– Вы уже говорили о том, что студенты изучают языки. Какие еще предметы входят в программу? Кто их преподает?

– Дисциплины по специализации у нас преподают только практики, с которыми у нас налажены связи. Это и декан нашего факультета Игорь Бухаров, а также Сергей Миронов, владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба», Сергей Колесников, управляющий партнер «Альянс Отель Менеджмент», Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, Владимир Поддубко, директор департамента гостиничного бизнеса АО «Корпорация А.Н.Д.» и многие другие. Преподают люди, которые занимаются бизнесом в сфере гостеприимства и имеют успешные реализованные проекты в этой сфере.

Наряду с теорией менеджмента, организационным поведением, методами принятия управленческих решений, маркетингом услуг преподаются и дисциплины, которые необходимы будущим специалистам сферы гостеприимства – архитектура и дизайн, культура и искусство, страноведение. Эти предметы не только развивают будущего специалиста, но и дают возможность придумать свои интересные концепции для предприятий.

С первого курса также начинаются дисциплины специализации: мировая индустрия гостеприимства, построение карьеры в сфере гостеприимства, технологии и стандарты обслуживания в сфере гостеприимства, операционный менеджмент в гостиничном бизнесе, организация и управление производственным процессом на предприятиях питания. Нашим студентам читается дисциплина, которая есть только в нашей программе «Управление гостиничным бизнесом», - управленческий учет в гостиничном бизнесе на основе USALI (The Uniform System of Accounts for the Lodging Industry). USALI – методика учета затрат и расчета показателей деятельности (KPI), по которой работает западный гостиничный бизнес. Она позволяет анализировать результаты деятельности гостиницы и сравнить их с результатами прошлых периодов, с результатами других отелей, с нормативными показателями для отрасли. Есть и другие уникальные предметы, которые даются в нашей программе, например, 40-часовой курс сомелье в школе вин «Энотрия» у нашего партнера компании Simple.

– Как будет развиваться многопрофильный бакалавриат в будущем?

– Изменения и адаптация, в первую очередь, будут касаться углубленной специализации на четвертом курсе и введения в последующем новых профилей. Мы постоянно в контакте с представителями бизнеса сферы гостеприимства, часто проводим с ними консультации по содержанию программ, введению новых дисциплин, разработке совместных интересных программ практик и стажировок для студентов.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления