Кто вы?

Интервью с директорами программ

 

Сергей Маруев: Выпускники программы «Цифровая экономика» весьма востребованы

28
Мая2019
Сергей Маруев: Выпускники программы «Цифровая экономика» весьма востребованы

Цифровая экономика – одно из самых современных направлений, к которому проявляют интерес как бизнес, так и государство. Об особенностях подготовки специалистов для этой отрасли, их востребованности на рынке труда рассказал заместитель директора Института экономики, математики и информационных технологий (Институт ЭМИТ) РАНХиГС Сергей Маруев.

– Расскажите, почему в Президентской академии была создана программа «Цифровая экономика»?

– Программа появилась, потому что эта тема весьма актуальна. В направлении цифровизации очень активен бизнес, есть идея «государства как платформы», когда оказание госуслуг обеспечивается с помощью специальных технических средств, то есть тех же элементов, что есть в цифровой экономике.

Вообще, что понимается под цифровой экономикой? Термин новый, но сама идея состоит в том, что цифровые и компьютерные технологии встраиваются непосредственно в процессы, которые есть в бизнесе, в государственных органах. Поэтому необходимо готовить студентов, чтобы они могли с этим работать. В значительной мере в бизнес-процессы встраиваются технологии, которые связаны, прежде всего, с анализом данных. Например, сетевые магазины: они знают, какие у них происходили продажи, они знают все, вплоть до каждой покупки, и, следовательно, могут более разумно планировать свои логистические процессы, раскладку товара в магазине, выбор товара и так далее.  Значит, мы должны подготовить людей, которые должны знать инструменты и проводить такой анализ данных. Они также должны понимать, как это встроить непосредственно в процессы создания товара и оказания услуги.

– Какими навыками должен владеть специалист по цифровой экономике?

– Мы готовим экономистов, и, в данном случае, это тоже экономист, который должен понимать, как протекают экономические процессы и происходят те или иные экономические явления. С другой стороны, он должен уметь построить модель, где процессы будут встроены в производство, то есть должен обладать достаточно хорошими математическими навыками и уметь пользоваться инструментами анализа данных. Программа бакалавриата «Цифровая экономика» по данному направлению уже работает в РАНХиГС с прошлого года, и в этом году набор будет продолжен.

– Вы замечаете рост интереса молодежи к цифровой экономике?

– Во-первых, про программу действительно спрашивают. Во-вторых, студенты, которые уже учатся, в качестве курсов по выбору или факультативов просят курсы, связанные с этой тематикой. И, наконец, Институт экономики, математики и информационных технологий (Институт ЭМИТ) готовит для всех факультетов и институтов Академии курсы, связанные с цифровой экономикой.

Сейчас у нас идет для всех записавшихся курс по искусственному интеллекту и написанию ботов. В первом семестре был вводный курс о том, как устроена цифровая экономика, как меняются бизнес-процессы, какие направления являются наиболее актуальными. Еще один короткий курс в этом семестре у нас будет связан с анализом данных с помощью современных интересных программных продуктов. Так что это направление пользуется спросом.

– Вы упомянули, что обучаете студентов экономике и математике. Какие еще предметы входят в программу?

– Экономический цикл в бакалавриате устроен так, что сначала экономика изучается как наука. В программе предусмотрено изучение трех ее базовых частей – микроэкономика, макроэкономика и эконометрика. Рассматриваемые методы позволяют классически анализировать данные. Микро- и макроэкономика изучаются по три семестра, эконометрика – четыре семестра, весь 3 и 4 курс. Дальше на эту базу надстраиваются курсы, связанные с более прикладными аспектами экономики. Это курсы по финансам, начиная от введения в финансы и заканчивая корпоративными финансами и банковским делом, которые длятся три семестра. Это, естественно, экономическая статистика, институциональная экономика, отраслевые рынки, и так далее. Такой экономический блок.

Математический блок – это четырехсеместровый курс математического анализа на первом и втором курсах. Это двухсеместровая линейная алгебра, это курс дискретной математики, которая позволяет ребятам потом научиться программировать. Курсы теории вероятности, математической статистики, курс по выбору случайных процессов и так далее. Полноценная математическая база.

Курсы, которые связаны с анализом данных: введение в анализ данных, машинное обучение, нейросети, градиентный бустинг, базы данных, а также работа с текстами, вычислительная экономика. Естественно, нужно уметь программировать: мы проводим небольшой курс алгоритмизации и программирования, и ребята сначала программируют на языке R, потом на языке Python и так далее. Как наши основные программы по экономике, эта программа предполагает значительную исследовательскую часть, когда студент делает свои проекты на 2-4 курсах.

– Есть ли уже договоренности, где и с кем студенты будут готовить эти проекты?

– Для того чтобы сделать такой проект, самое критичное – это получить данные, ведь big data– это не аллегория. Когда нам не нужно делать выборку, мы пользуемся фактически всеми данными, которые имеются на предприятии. У нас есть соглашение с рядом компаний, в частности, по программному обеспечению – с компаниями MegaTutor и Seldon, которые предоставят данные для исследований для наших студентов.

Кроме того, наши студенты достаточно компетентны для того, чтобы на 3-4 курсе собирать и анализировать данные, которые есть в социальных сетях, в интернете. Мы стараемся работать с открытыми данными, например, с теми, которые публикуют «Ведомости». Здесь много задач. Это может быть классическая задача логистики или классическая задача, связанная с ценообразованием, только решается она другими методами.

– Много ли среди преподавателей людей, которые работают и параллельно преподают – тех, кто пришел из практической сферы?

– Практически все наши преподаватели – это люди, которые параллельно ведут свои исследования, публикуются в ведущих научных журналах. Они или преподают только у нас, или еще являются сотрудниками других организаций, например, Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС и Института Гайдара, которые ведут исследования там и работают с нашими студентами. Кроме того, в ИПЭИ есть студцентр, где студенты занимаются исследованиями вместе с опытными профессионалами.

Если мы переходим к цифровой экономике, к анализу данных, то в Институте прикладных экономических исследований существует специальная международная лаборатория математических методов анализа социальных сетей. И сотрудники этой лаборатории преподают нашим студентам. Не так уж много таких центров, которые занимаются анализом данных в Москве, из этих центров мы приглашаем специалистов. Кроме того, обращаемся к нашим коллегам из МФТИ, которые и наукой занимаются, и студентам преподают, и занимаются бизнесом.

– Как вы в целом оцениваете отрасль, связанную с цифровой экономикой, и потребность этой отрасли в специалистах? По вашему мнению, насколько компании будут заинтересованы в выпускниках?

– Учитывая, что выпускников таких немного, у них есть возможность выбора. Их очень хорошо берут на работу, во-первых, крупные банки, в которых есть аналитические службы. Сейчас ими стали сильно интересоваться предприятия, которые занимаются сетевой розничной торговлей, поскольку у них огромные массивы данных, с которыми необходимо работать. Многих приглашает Яндекс – это было неожиданно для нас. Среди студентов достаточно ребят, у которых прекрасные перспективы трудоустройства. Сейчас появляются новые инструменты, которые кажутся экзотическими, но через какое-то время они станут применяться постоянно. Люди, которые ими владеют, нужны. Пока существует анализ данных, наши специалисты будут востребованы.

– Как программа «Цифровая экономика» Академии адаптируется к меняющейся среде?

– Программа, конечно, меняется. Квалифицированный человек в течение двух недель изучает новый язык программирования и начинает на нем работать. Появляются новые методы исследований, концепции, новые алгоритмы и подходы. Возможно, наши выпускники придумают какие-то новые алгоритмы, новые методы. Наши студенты адаптивны. Например, на втором курсе изучали программирование WolframMathematica, а на четвертом – уже программируют на Python.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления