Все статьи
Чем академия отличается от университета?
В России понятие высшего учебного заведения включает два ключевых варианта образовательных учреждений – университеты (в свою очередь их делят на «простые» и национальные исследовательские или федеральные) и академии. В чем отличия этих двух видов вузов и как это связано с их статусом, читайте в материале Блога Президентской академии.
19 сентября, 2024
на чтение

История понятий университета и академии
Слово «университет» имеет латинское происхождение. «Universum» («универсум») значило «вселенная», «мир», «совокупность, «общность», а «universalis» («универсалис») – «всемирный». В этимологическом словаре Л.В. Успенского говорится, что высшие учебные заведения в Европе стали называть этим словом тогда, когда в таких организациях стали изучать все известные в то время науки. Речь идет о XI–XIII веках.
«Слово "универсальный" постепенно получило в европейских языках значение "разносторонний", "всеобъемлющий" или "выполняющий всевозможные задачи" (отсюда наше "универмаг" – "магазин, где продается все"). Из словосочетания "униве́рситас литэра́рум" – "совокупность всех наук" – и возникло название "университет"», – сказано в словаре.
Университетские корпорации возникают в Западной Европе в XI веке в условиях подъема городов и постепенного усложнения общественного устройства, добавляет историк-медиевист Павел Уваров.
«Эти школы возникли сами, обретя единственную мыслимую тогда и очень удобную форму взаимной присяги (conjuratio), которую стали быстро называть universitas – сообщество равных между собой людей, принесших друг другу взаимную клятву, обладавшую тем, что потом будет называться юридическим лицом. Universitas – это не только объединение магистров и студентов, любая городская коммуна, любая корпорация ремесленников была universitas. Впоследствии, в начале XIII века, этот термин стали употреблять только по отношению к учебным организациям».
В русский язык слово «университет» пришло из немецкого («Universitat»). Слово широко распространилось с середины XVIII века (с открытием первого университета в Москве в 1755 году), с того времени оно и принимает современное значение.
Слово «Академия» (греч. Aκαδήμεια, лат. Аcademia) имеет древнегреческое происхождение. Первоначально так именовалась роща около древних Афин, посвященная герою мифов Академу. Философскую школу, основанную учеником Сократа Платоном (387 году до н. э.) и проводящую занятия в саду Академа, со временем стали называть академией. Она просуществовала до VI века н.э. Спустя примерно тысячу лет, в XVI веке, в Европе определение термина «Академия» меняется. Теперь академия – это любая школа, любое место, где обучают. Немного позже, в XVII веке, появляются первые академии, близкие по смыслу к современным, – Французская академия, Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе и др.
В русский язык понятие академии пришло еще в начале второго тысячелетия из греческого языка Византии. Произносилось оно тогда на греческий лад: «Акадимия» (с ударением на конец слова). В начале XVII века термин вновь пришел в русский – одновременно из западноевропейских языков и непосредственно из латыни. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, давшая начало высшему образованию в России. Дальше, в Петровскую эпоху, слово «академия» приобретает свое современное значение.
Актуальные определения
Согласно Большому толковому словарю русского языка, университет – это высшее учебно-научное заведение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями (факультетами).
Большой толковый словарь русских существительных к этому определению добавляет, что университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей, проводит подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации научных и научно-педагогических работников, занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями, а также является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академией, согласно современным словарям, называют некоторые государственные высшие научные учреждения, задачей которых является развитие наук или искусств. Примеры – Академия художеств, Лесотехническая, Военно-воздушная, Военно-медицинская академии.
При этом академией сейчас могут называть не только образовательные организации, а использовать термин в широком значении. Академия – это и научное сообщество, и университетский мир (академическое сообщество), и высшее научное или художественное учреждение, и колледж, и училище, и школа-интернат.
В чем отличия университета и академии в современной России
До 2013 года в России на законодательном уровне (ФЗ о высшем и послевузовском профессиональном образовании – утратил силу), а также в типовых положениях о вузах фиксировались различия разных видов высших учебных заведений.
«В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт», – говорилось в документе.
Действующий закон «Об образовании в Российской Федерации» же гласит, что все учреждения, в которых можно получить диплом о профессиональном образовании, относятся к типу «образовательных организаций высшего образования». Согласно закону, ключевая задача таких учреждений – это подготовка обучающихся по программам высшего образования и научная деятельность. Причем в этом определении главным является именно образование, потому что существует множество научных организаций, которые не обучают студентов.
Остальные виды учреждений образования, указанные в законе, не относятся к разряду высшего образования. Если есть лишь один тип вузов – «образовательная организация высшего образования» – почему же высшие учебные заведения называют и университетами, и академиями?
Ключевым различием между университетами и академиями было разнообразие направлений, в рамках которых они вели научную и образовательную деятельность:
-
Университетами, по старой версии закона, могли именоваться учреждения с широким набором образовательных направлений и научной деятельности. То есть они охватывали сразу ряд научных сфер науки, а не одну.
-
Под академиями понимали организации, в которых представлен большой спектр образовательных программ и научных исследований, включая фундаментальные, но в какой-то конкретной области науки или культуры (например, финансовая академия).
Так как на современном этапе закон не разделяет вузы по типам, эти термины, в сущности, имеют для образовательных организаций только символическое значение. Большинство вузов сейчас называются университетами (даже если раньше они были академиями или институтами). Юридически верное наименование представляет собой громоздкую конструкцию – например, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО). Далее применяется традиционные термины – университет или академия.
Обычно слово «академия» в названии оставляют крупные вузы, масштаб научно-образовательной деятельности которых соответствует университетскому, но при этом сохраняется отраслевая привязка. Примером этого служит Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ или Президентская академия (РАНХиГС). Подобные названия зачастую сохраняют военные и военно-медицинские вузы.
Другой пример – Российский государственный аграрный университет, который сохраняет аббревиатуру «МСХА имени К. А. Тимирязева». В обиходе его по-прежнему зачастую называют Тимирязевской академией.
Преимущества и недостатки академий и университетов
У каждого из основных видов вузов в России есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим, какие особенности поступления и обучения в них выделяют эксперты.
Академия
Плюсы:
- Большое внимание уделяется авторским разработкам и теоретическим модулям
- Серьезное материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности
- В среднем более мягкие требования к абитуриентам
Минусы:
- Обычно при поступлении есть дополнительные внутренние собеседования и экзамены
- Меньшее количество мест в группах
- Готовит специалистов в узких сферах
Университет
Плюсы:
- Широкий выбор образовательных направлений, многопрофильность
- Большой состав преподавателей и научных руководителей
- Разноплановые кафедры и факультеты (институты)
- Дополнительные программы обучения
- Выпуск универсальных специалистов
Минусы:
- Высокая конкуренция при поступлении, особенно в крупных вузах
- Более строгие требования к абитуриентам
- На многих специальностях нет бюджетных мест
Особенности обучения в университетах и академиях
В университетах, как и в академиях, сейчас реализуют программы бакалавриата, специалитета (согласно положениям новой реформы образования, вместо этих двух форматов будет уровень «базовое высшее образование») и магистратуры. Кроме того, существует следующий уровень высшего образования – аспирантура или ординатура.
С точки зрения учебных программ и объема знаний вид вуза и его название не имеют решающего значения. Все образовательные программы разрабатывают в соответствии с госстандартами, едиными для всей страны.
Учитывайте, что обычно университеты готовят специалистов для более широкого перечня отраслей, чем академии, однако выпускники первых не пользуются никакими льготами. Работодатель в первую очередь смотрит на уровень квалификации молодого специалиста, а не на ранг его альма-матер.
Поэтому при выборе вуза поступающему следует прежде всего оценивать материально-техническую базу, востребованность специальностей, преподавательский состав и уровень преподавания, а не название учебного заведения.
Другие публикации

FOMO – синдром упущенной выгоды: признаки, последствия, как бороться
Привычка сидеть в социальных сетях вредна не только тем, что пожирает время. При проблемах с самооценкой страсть к онлайн-общению может развиться в неприятный синдром FOMO. Что такое синдром упущенной выгоды – в статье.

Бакалавриат «Маркетинг» в Президентской академии: трансформируем знания в карьерный успех
В эпоху, когда 72% потребительских решений принимается под влиянием цифрового контента, профессия маркетолога требует принципиально новых навыков. Программа бакалавриата «Маркетинг» в Президентской академии – это ответ на вызовы времени, где традиционные методы продвижения дополняются искусственным интеллектом и нейроаналитикой.
Бакалавриат, специалитет и магистратура: чем отличаются уровни образования в России
В настоящее время система высшего образования в России включает три основных уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура. Каждый из них имеет свои особенности, цели и задачи. Бакалавриат и специалитет – это первый уровень высшего образования, а магистратура – второй, более углубленный.
В этой статье мы разберем, чем отличаются уровни образования, какие преимущества и недостатки они имеют, и как выбрать для себя самый подходящий вариант.