Все статьи
Как составить мотивационное письмо для поступления в вуз?
Для поступления в некоторые вузы или на определенные образовательные направления, для участия в стажировках, волонтерских проектах или для получения научных грантов требуется написать мотивационное письмо. С его помощью вы сможете рассказать о себе, своих преимуществах и достижениях. Иногда именно хорошо написанное мотивационное письмо становится решающим фактором при поступлении в университет, а также «визиткой» претендента. Рассказываем, что такое мотивационное письмо, как сделать его нескучным и запоминающимся и чего не надо делать при составлении мотивационного письма.
16 сентября, 2024
на чтение

Что такое мотивационное письмо?
Мотивационное письмо представляет собой краткий рассказ о личности автора, обращение поступающего к приемной комиссии, в котором описываются его конкретные характеристики и заслуги. В письме кандидат поясняет, по какой причине он хочет пройти обучение именно в этом вузе или участвовать в какой-то определенной программе. Чаще всего мотивационное письмо необходимо при поступлении на постдипломные программы (магистратуру или аспирантуру, докторантуру), но научиться писать его будет полезно и абитуриентам школьного возраста.
Приемной комиссии предстоит провести отбор из множества претендентов, навыки, знания и мотивация которых соответствуют требованиям образовательной (или научной) программы. Благодаря же мотивационным письмам экзаменаторы смогут подробно познакомиться с каждым из кандидатов, чтобы выбрать подходящих, убедившись, что программа даст поступающему желаемое, а процесс обучения будет полезным и нетривиальным.
Цель автора мотивационного письма – продемонстрировать, что его выбор конкретной программы не был случайным, что он четко видит ее роль в собственном профессиональном развитии и нацелен применить полученные знания с пользой. Хороший вариант – связать мотивацию с личным жизненными событиями («В десять лет я стал свидетелем сильного экономического кризиса, из-за которого моя семья лишилась загородного дома. Спустя десять лет я собираюсь поступить на эту программу, чтобы разобраться в финансах и не допустить повторения подобной ситуации») или с областью ваших научных интересов – какую пользу вы собираетесь принести людям, если получите место в учебном заведении.
С помощью мотивационного письма претендент показывает, что имеет необходимый набор знаний и умений, которые позволят ему освоить данную программу. Кроме того, письменный текст поможет жюри оценить способность автора к логическому рассуждению, структурированию данных и формулированию выводов.
Отличие мотивационного письма для российского вуза от зарубежного
Требование мотивационного письма при поступлении в российские вузы – все еще не частое явление, но для заграничных университетов этот документ нужен практически всегда. Чаще всего оно должно быть составлено на языке той страны, куда планируется переезд. За рубежом, в отличие от России, у поступающих просят написать одно мотивационное эссе – причем и в вузы, и в колледжи – которое по смыслу соответствует нашим мотивационному письму и эссе вместе.
О чем писать в мотивационном письме?
Кратко обозначим, про что должно быть ваше мотивационное письмо. Более подробно о структуре и приемах его составления вы сможете прочитать в следующих разделах.
Эксперты советуют сформировать нечто вроде «облака» или «карты» понятий (слов) с перечислением ваших успехов, целей и интересов. Этот список даст вам как бы наглядное пособие – что вы будете рассказывать в тексте письма и как сделать эту информацию точной и небанальной.
Словом, если в резюме вы сообщаете конкретные анкетные сведения о себе и своем опыте, то в мотивационном письме задача – приспустить завесу, отделяющую вас от экспертов, и объяснить, почему именно вы достойны пройти отбор. Сформулировать все это точно, ясно и оригинально – вот ваша задача.
Примерный план мотивационного письма такой:
-
вступление
-
что вы намерены получить от обучения
-
цели в карьере и как вуз поможет вам их достигнуть
-
скиллы, необходимые вам для освоения этой специальности
-
заключение
Составляя письмо, держите в голове, что задача – заинтересовать представителей приемной комиссии и продемонстрировать им свой интеллектуальный потенциал. Не стоит слишком сильно углубляться в детали своей биографии, неуместно шутить и писать не по теме. Пишите емко и по делу.
С чего начать работу?
Первым делом нужно уточнить на сайте вуза или в приемной комиссии, является ли мотивационное письмо обязательным требованием для поступления. Когда вы убедились в его необходимости, решите, какой объем будет у вашего письма. Обычно не рекомендуется сочинять многостраничное сочинение (если это не указано в условиях) – как правило, мотивационное письмо пишут в пределах 200-350 слов. В них нужно уместить как можно больше конкретной информации.
Чтобы ничего не забыть, начните с плана подготовки мотивационного письма:
-
набросайте скелет текста
-
обозначьте список личных достижений, о которых можно написать в письме
-
сформулируйте аргументы, показывающие вашу заинтересованность в обучении
-
напишите предварительный вариант письма
-
оставьте текст на столе на несколько часов или дней, а потом на свежую голову отредактируйте его
-
приведите письмо в соответствие с требованиями вуза или программы
-
обязательно проверьте текст на наличие опечаток, грамматических, стилистических, пунктуационных и синтаксических недочетов, снова сверьтесь с требованиями и убедитесь, что ничего не упущено
Специалисты рекомендуют закладывать на работу над мотивационным письмом побольше времени – это позволит избежать нелепых ошибок и представить все варианты его содержания. Некоторые люди пишут несколько редакций письма, после чего сравнивают, советуются со знающими людьми и выбирают лучший. Советуем фиксировать все приходящие в голову тезисы и идеи – так вы не пропустите действительно хорошие варианты.
Общие требования к мотивационному письму
Вот какие требования предъявляют к авторам мотивационных писем в Президентской академии РАНХиГС:
Чтобы поступить на программу дополнительной профессиональной переподготовки «Городские проекты» (Институт общественных наук РАНХиГС), требуются мотивационное письмо и резюме.
Письмо предполагает описание поступающим двух тематических элементов: личного опыта и мотивации, то есть причин, по которым им была выбрана именно эта программа, личной необходимости получения образования по данному профилю, а также идеи своего проекта.
Согласно требованиям, мотивационное письмо должно состоять из:
-
Общей информации (ФИО, город проживания, место работы и должность)
-
Сведений о личном опыте и ответа на вопрос «Почему я должен получить грант?» (300-500 слов)
-
Описания профессионального опыта, а также участия в общественной деятельности поступающего (включая волонтерскую деятельность), релевантных профилю программы
-
Рассказа о профессиональных интересах, связанных с профилем обучения (в т.ч. перспективах карьерного роста, смены вида деятельности и т.п.)
-
Описания компетенций и навыков, которые претендент планирует развивать в процессе обучения на данной программе, а также его представления об образовательной программе
-
Других мотивах выбора этой программы
-
Описания идеи своего проекта (500-900 слов) с его названием, целями и задачами, описанием и кратким анализом исходной ситуации и проблемы, на решение которой направлен проект, обоснованием предлагаемого проектного решения и сообщением о планируемых результатах и возможных индикаторах их достижения
Объем мотивационного письма: 800-1400 слов. Оно может быть оформлено в любом текстовом редакторе шрифтом Times New Roman (12 кегль). Заголовки и подзаголовки оформляются полужирным выделением.
Приемная комиссия также указывает, что кандидат может приложить к мотивационному письму имеющиеся рекомендации и иные документы, которые подтверждают изложенные в письме положения.
Мотивационное письмо также является обязательным условием для участия в отборе на программу Зимней школы Института отраслевого менеджмента (ИОМ) Президентской академии. Организаторы просят написать письмо объемом не более 1800 символов без учета пробелов и заголовка на тему «Почему я хочу принять участие в Мероприятии?»
В письме нужно указать следующие моменты:
-
Достижения и успехи (учебные, научные, участие в организации мероприятий, волонтерство, спорт, творчество и др.)
-
Карьерные и личностные устремления
-
Чем кандидата привлекает управление проектами? Где он планирует применить навыки, полученные на Зимней школе? Какие аспекты интересуют больше всего: планирование, бюджетирование, работа с командой или что-либо еще?
-
Был ли опыт работы с проектами и какой?
Приемная комиссия обратит внимание на умение грамотно излагать свои мысли, на раскрытие темы письма, на самостоятельность выполнения. Поскольку Зимняя школа рассчитана на школьников, организаторы не будут против помощи родителей, однако они хотят оценить именно мысли кандидата. При оценке мотивационного письма также будет учитываться мотивация потенциального участника школы: «Не так важно, есть ли у тебя на настоящий момент опыт работы над проектами или нет. Главное, чтобы мы поняли: ты знаешь, какие навыки и зачем ты хочешь получить», – говорится в требованиях.
Структура мотивационного письма
Перейдем к более подробному рассмотрению того, из каких частей должно состоять мотивационное письмо. Если выбранный вами вуз или программа не предполагают специальных требований к структуре письма, то советуем следовать общим правилам. Традиционно мотивационное письмо включает в себя введение, основную часть и заключение.
Во введении многие эксперты советуют использовать эффектный тезис, занимательную историю из своей жизни, яркую цитату или необычную метафору. Для чего? Чтобы сразу привлечь внимание жюри и сделать ваш текст запоминающимся.
Во введении стоит сообщить о ваших достижениях, знаниях, опыте, сильных сторонах, которые помогут с успехом освоить программу. Здесь же непременно нужно объяснить, почему вы стремитесь поступить именно на эту программу и в этот вуз.
В основной части от автора требуется расписать, как обучение на программе повлияет на дальнейшее профессиональное развитие, какие цели он себе ставит и как именно собирается их достичь.
Также советуем сформулировать в тексте ответы на следующие вопросы:
-
Какие скиллы и персональные качества помогут вам в достижении целей, а также какие вы хотите приобрести и развить?
-
Как программа, на которую вы хотите поступить, поможет вам в этом?
-
Как именно данное образовательное направление поможет вам реализовать свои планы?
-
Какую пользу вы можете принести вузу, программе, преподавателям и сокурсникам, а также обществу в целом?
Заключение должно представлять собой рассуждение о перспективах, которые откроют освоение образовательной программы, общение с одногруппниками, профессорами, а также дальнейших карьерных планах.
Помните: письмо нельзя подчинять простой формуле «Я нацелен учиться у вас, потому что я молодец». Нужно быть более конкретным: «Я хочу у вас учиться, так как уже окончил бакалавриат по этому направлению, а программа вашего вуза – это единственный в стране вариант углубить мои знания и сделать их полезными для общества. Я имею такой-то опыт в этой области, тема моей диссертации такая-то, и как раз по этой теме ваша кафедра занимается исследованиями».
Чего ожидает приемная комиссия?
Эксперты, отбирающие кандидатов, ищут мотивированных людей, которые готовы много работать и любят это, которые настроены на упорный труд и серьезные нагрузки. В условиях высокого конкурса это проявляется особенно.
Поэтому ваше мотивационное письмо – это прежде всего инструмент для преодоления конкуренции. Это что-то вроде вашего личного пиар-проекта, с помощью которого можно показать свою заинтересованность программой и будущей профессией. Сделайте эту историю живой и интересной.
Как сделать письмо ярким и убедительным
Хорошее мотивационное письмо должно быть небанальным, правдивым, ясным и рассказывать о живом человеке.
Оригинальность
Для каждой программы или вуза (гранта/стажировки и т.д.) нужно писать уникальное мотивационное письмо. Это важно: не забывайте, что ваша ключевая задача – выделить себя и сделать так, чтобы эксперты вас запомнили. А так как все программы имеют свою специфику, одного и того же текста будет недостаточно. Написанное по шаблону письмо опытные специалисты распознают сразу, восприняв такой подход как незаинтересованность в обучении.
Честно и о реальном человеке
Эксперты советуют не избегать в тексте использования живых формулировок и красочных метафор, сравнений и цитат, а также высказывать оригинальные мысли. Сообщайте правдиво про свои ожидания и эмоции, не бойтесь писать о своих мечтах и планах. При составлении письма можно представить, что рассказываете о себе близкому человеку, которому вы доверяете, однако не допускайте фамильярности.
Текст должен раскрыть вашу личность, содержать в себя детали из жизни, которыми можно проиллюстрировать ваши аргументы. При этом письмо нужно сделать логичным и последовательным. Стереотипы и клише – под запретом. Они не дадут приемной комиссии увидеть в тексте вашу индивидуальность.
Связность и логика
В мотивационном письме следует излагать свои мысли последовательно, сохраняя логическую связь от предыдущего пункта к следующему. Избегайте долгих отступлений и перескакиваний с темы на тему. Составьте простой и понятный текст. При этом можно и нужно применять профессиональную терминологию, только это должно быть уместно, а лексика – разъяснена.
Ясность и четкость формулировок
При описании своих компетенций попробуйте вместо простого их перечисления ответить по каждому на три вопроса:
1. Что я сделал(а) или делаю?
2. Какие скиллы получил(а) в процессе?
3. Как это касается выбранного вуза?
Оформление и грамотность
Написанный без ошибок и верно оформленный текст – это важный элемент образа поступающего. Текст стоит разбить на небольшие разделы. Чтобы не запутаться в словах и знаках препинания, старайтесь не составлять длинные и сложные предложения, включающие причастные и деепричастные обороты.
Чтобы упростить себе проверку и вычитку текста, используйте этот сервис. Он поможет исправить не только грамматические ошибки, но и пунктуационные и стилистические недочеты.
Хорошей идеей будет оформить письмо в едином цветовом решении с применением стандартных шрифтов на однотонном фоне. В любом случае ознакомьтесь с требованиями по оформлению мотивационного письма на каждой из интересующих вас программ, они могут сильно различаться.
Типичные ошибки при составлении мотивационного письма
-
Избыточность или недостаточность информации. Хороший текст должен содержать оптимальный объем сведений, чтобы члены приемной комиссии смогли сформировать свое представление об авторе. Не стоит писать о том, что не имеет отношения к цели письма.
-
Игнорирование требований. Советуем внимательно изучить и следовать всем правилам оформления, которые заявили программа или вуз. В противном случае ваше мотивационное письмо могут просто не прочитать.
-
Копипаст из интернета. Готовые мотивационные письма из сети, как правило, сильно стандартизированы, шаблонны. Такие варианты – лучшие их образцы – можно применить в качестве примера, на основе которого и написать о себе и своем опыте.
-
Чрезмерно неформальный стиль. В письме не следует применять сленговые выражения и неуместные шутки. При этом текст должен быть «живым», но таким, который вписывается в рамки делового стиля.
-
Избыточно официальный стиль. Чересчур сухой язык, канцелярщина превратят текст в неинтересное чтиво. Постарайтесь сделать письмо не просто перечислением фактов и цифр, но и описать историю живого человека.
-
Ложные сведения. Не стоит указывать информацию об опыте, навыках и успехах, которых нет в реальности. Как минимум, из соображений совести, как максимум – жюри может проверить отдельные факты и поймать вас на обмане.
-
Самовосхваление. Мотивационное письмо имеет целью продемонстрировать уникальность автора, однако не нужно зацикливаться на живописании своих преимуществ. Лучше расскажите о том, какую пользу вы собираетесь принести вузу/программе.
Другие публикации

Особая квота при поступлении в вуз в 2025: что это такое и как работает
Поступление по квотам даёт шанс попасть на бюджет и учиться на программе мечты. Для некоторых категорий абитуриентов предусмотрена особая квота. В этом материале мы расскажем, кто может на неё претендовать, какие документы нужно подготовить и как пройти весь путь к поступлению без лишних волнений.

Академия юного психолога РАНХиГС открывает набор будущих специалистов в области психологии
Академия юного психолога (АЮП) при Институте общественных наук – открытый образовательный проект для учеников 9-11 классов, стремящихся к изучению психологии и построению карьеры в этой области. Помимо теоретических знаний участники развивают практические навыки, необходимые специалисту в сфере психологии.

БВИ при поступлении: что это и как получить
Поступление в высшее учебное заведение — важный этап в жизни любого студента, и каждая деталь имеет значение, особенно когда речь идет о конкуренции за места на популярных направлениях. Одной из возможностей для абитуриентов, которые хотят облегчить процесс поступления, является система БВИ (без вступительных экзаменов). В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое БВИ, какие льготы оно предоставляет, а также какие условия и требования необходимо учитывать при поступлении.