• Электронная приемная
    Назад

    Академия предложила свои идеи по подготовке кадров для технологического лидерства

    Академия предложила свои идеи по подготовке кадров для технологического лидерства

    АНО «Национальные приоритеты» при участии Президентской академии подготовило экспертный доклад «Новые кадры для технологического лидерства: вызовы и решения». Документ определяет топ-15 навыков и компетенций, необходимых специалисту, работающему на обеспечение технологического лидерства страны. Рейтинг составлен по итогам опроса более 1000 представителей государственных и общественных организаций, бизнеса и образования. Доклад также содержит анализ уровня подготовки в школах, колледжах и вузах с точки зрения достижения технологического лидерства, отмечает трудности и предлагает пути их преодоления.

    «Первый уровень вызовов на пути достижения технологического суверенитета – непосредственно технологический. Он требует проектирования от обратного: необходимо понять, какие инновации мы хотим применять и какие рынки создавать; какой человек будет работать в этих новых условиях. Здесь нас могут ждать антропологические вызовы, поскольку речь идет уже не о простых кадрах, а о целостном комплексе требований – к метакомпетенциям, профессиональным знаниям, умениям и навыкам кадров будущего», – комментирует проректор Президентской академии Владимир Колодкин.

    Говоря о навыках и компетенциях, необходимых для технологического лидерства и суверенитета, авторы доклада выделяют аналитическое мышление, способность к обучению и адаптации, критическое и стратегическое мышление, а также способность рассуждать логически и решать проблемы. Причем, развивать их нужно тем, кто занят как в инновационных отраслях, так и в консервативных. Обучать этим компетенциям не менее важно, чем профессиональным навыкам, подчеркнули эксперты.

    Основной запрос общества к средней школе, по оценке экспертов, направлен на программы, ориентированные на практику. Профориентации школьников мешает размытость карьерных ориентиров и недостаточно развитая навигация в мире профессий. Это отражается затем и на системе высшего образования.

    Анализируя задачи, актуальные для вузов, авторы выделяют качественный разрыв между подготовкой в топовых и «всех остальных» вузах. В докладе также отмечается, что часть студентов прерывает обучение: к примеру, в 2024 году отчислились 32% учившихся на инженерных направлениях. Возможную причину эксперты видят в неясном представлении абитуриентов о выбранных специальностях, из-за чего те меняют вуз или профессию уже в процессе обучения.

    Выделив несколько болевых точек как среднего, так и высшего образования, авторы доклада приходят к выводу, что система СПО в целом эффективнее справляется с вызовами времени. Во многом этому способствует федпроект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети», участники которого обеспечены современным оборудованием, учат по программам, ориентированным на реальное производство. Студенты этих колледжей проходят практику на предприятиях-партнерах, гарантирующих успешным выпускникам устройство на работу.

    В то же время авторы доклада отмечают ограниченные финансовые возможности бизнеса для преобразований в профильных училищах и колледжах, причем уровень модернизации СПО различается в зависимости от отрасли. В числе других проблем – относительно невысокий уровень устройства на работу выпускников СПО в первый год по окончании обучения. Авторы доклада приходят к выводу, что наиболее результативный подход — продолжать укреплять бесшовное взаимодействие в системе среднего профобразования государства, бизнеса и самих колледжей.

    Для развития системы СПО авторы предлагают дополнительно стимулировать компании, участвующие в целевом обучении: например, налоговыми льготами. Нужно создавать также новые модели вовлечения бизнеса в трансформацию колледжей, а повысить уровень трудоустройства выпускников, по мнению авторов доклада, можно, в том числе, за счет отсрочки от армии при условии отработки.

    Как указывается в докладе, в российской практике уже накоплен опыт образовательных инноваций, который можно масштабировать. Отталкиваясь от этой практики. авторы предлагают решения и для всей системы образования, и для каждой ступени.

    Прежде всего, необходимо преобразовать единую систему образования в сторону более явного формирования карьерных и жизненных траекторий у молодых людей. Это должно происходить одновременно с расширением практики дуального обучения — теорию в учебном заведении сочетать с практикой на предприятии. Важно усилить практическую составляющую и в средних школах, например, внедрить систему STEM, объединяющую ключевые области знаний — науку, технологии, инженерию и математику — с междисциплинарными форматами, с акцентом на исследования и эксперименты.

    При этом вырастить настоящего ученого или инженера невозможно без опоры на специально проработанную систему ценностей, подчеркивается в окладе. Важное место в  системе ценностей занимает патриотизм, в том числе направленный на достижение технологического лидерства.

    В системе высшего образования также необходимо усиливать практическую составляющую обучения. В вузах для этого создают высокотехнологичные лаборатории. Профессиональной самореализации студентов поспособствует поддержка их проектной и предпринимательской активности. Эксперты призывают активнее интегрировать в учебный процесс новые технологические решения — использовать нейросети, симуляторы, цифровые платформы.

    «Во многих отраслях, включая технологические, существует проблема с обеспеченностью молодыми специалистами. Они приходят, но не закрепляются и уходят в другие сферы. Поэтому, есть запрос на единую архитектуру государственной кадровой политики. Также важно искать эффективные инструменты не просто для подготовки кадров, но и для их закрепления и карьерного планирования. Человек должен точно знать, что его ждет через 5–10 лет работы в отрасли. Государству важно научиться реализовывать сквозные карьерные траектории с помощью умных технологий и управления на основе данных», – подчеркивает директор Института государственной службы и управления Президентской академии Руслан Корчагин.

    Другие новости

    1/6

    Остался последний шаг:)

    Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.