АНО «Национальные приоритеты» при участии Президентской академии подготовило экспертный доклад «Новые кадры для технологического лидерства: вызовы и решения». Документ определяет топ-15 навыков и компетенций, необходимых специалисту, работающему на обеспечение технологического лидерства страны. Рейтинг составлен по итогам опроса более 1000 представителей государственных и общественных организаций, бизнеса и образования. Доклад также содержит анализ уровня подготовки в школах, колледжах и вузах с точки зрения достижения технологического лидерства, отмечает трудности и предлагает пути их преодоления.
«Первый уровень вызовов на пути достижения технологического суверенитета – непосредственно технологический. Он требует проектирования от обратного: необходимо понять, какие инновации мы хотим применять и какие рынки создавать; какой человек будет работать в этих новых условиях. Здесь нас могут ждать антропологические вызовы, поскольку речь идет уже не о простых кадрах, а о целостном комплексе требований – к метакомпетенциям, профессиональным знаниям, умениям и навыкам кадров будущего», – комментирует проректор Президентской академии Владимир Колодкин.
Говоря о навыках и компетенциях, необходимых для технологического лидерства и суверенитета, авторы доклада выделяют аналитическое мышление, способность к обучению и адаптации, критическое и стратегическое мышление, а также способность рассуждать логически и решать проблемы. Причем, развивать их нужно тем, кто занят как в инновационных отраслях, так и в консервативных. Обучать этим компетенциям не менее важно, чем профессиональным навыкам, подчеркнули эксперты.
Основной запрос общества к средней школе, по оценке экспертов, направлен на программы, ориентированные на практику. Профориентации школьников мешает размытость карьерных ориентиров и недостаточно развитая навигация в мире профессий. Это отражается затем и на системе высшего образования.
Анализируя задачи, актуальные для вузов, авторы выделяют качественный разрыв между подготовкой в топовых и «всех остальных» вузах. В докладе также отмечается, что часть студентов прерывает обучение: к примеру, в 2024 году отчислились 32% учившихся на инженерных направлениях. Возможную причину эксперты видят в неясном представлении абитуриентов о выбранных специальностях, из-за чего те меняют вуз или профессию уже в процессе обучения.
Выделив несколько болевых точек как среднего, так и высшего образования, авторы доклада приходят к выводу, что система СПО в целом эффективнее справляется с вызовами времени. Во многом этому способствует федпроект «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети», участники которого обеспечены современным оборудованием, учат по программам, ориентированным на реальное производство. Студенты этих колледжей проходят практику на предприятиях-партнерах, гарантирующих успешным выпускникам устройство на работу.
В то же время авторы доклада отмечают ограниченные финансовые возможности бизнеса для преобразований в профильных училищах и колледжах, причем уровень модернизации СПО различается в зависимости от отрасли. В числе других проблем – относительно невысокий уровень устройства на работу выпускников СПО в первый год по окончании обучения. Авторы доклада приходят к выводу, что наиболее результативный подход — продолжать укреплять бесшовное взаимодействие в системе среднего профобразования государства, бизнеса и самих колледжей.
Для развития системы СПО авторы предлагают дополнительно стимулировать компании, участвующие в целевом обучении: например, налоговыми льготами. Нужно создавать также новые модели вовлечения бизнеса в трансформацию колледжей, а повысить уровень трудоустройства выпускников, по мнению авторов доклада, можно, в том числе, за счет отсрочки от армии при условии отработки.
Как указывается в докладе, в российской практике уже накоплен опыт образовательных инноваций, который можно масштабировать. Отталкиваясь от этой практики. авторы предлагают решения и для всей системы образования, и для каждой ступени.
Прежде всего, необходимо преобразовать единую систему образования в сторону более явного формирования карьерных и жизненных траекторий у молодых людей. Это должно происходить одновременно с расширением практики дуального обучения — теорию в учебном заведении сочетать с практикой на предприятии. Важно усилить практическую составляющую и в средних школах, например, внедрить систему STEM, объединяющую ключевые области знаний — науку, технологии, инженерию и математику — с междисциплинарными форматами, с акцентом на исследования и эксперименты.
При этом вырастить настоящего ученого или инженера невозможно без опоры на специально проработанную систему ценностей, подчеркивается в окладе. Важное место в системе ценностей занимает патриотизм, в том числе направленный на достижение технологического лидерства.
В системе высшего образования также необходимо усиливать практическую составляющую обучения. В вузах для этого создают высокотехнологичные лаборатории. Профессиональной самореализации студентов поспособствует поддержка их проектной и предпринимательской активности. Эксперты призывают активнее интегрировать в учебный процесс новые технологические решения — использовать нейросети, симуляторы, цифровые платформы.
«Во многих отраслях, включая технологические, существует проблема с обеспеченностью молодыми специалистами. Они приходят, но не закрепляются и уходят в другие сферы. Поэтому, есть запрос на единую архитектуру государственной кадровой политики. Также важно искать эффективные инструменты не просто для подготовки кадров, но и для их закрепления и карьерного планирования. Человек должен точно знать, что его ждет через 5–10 лет работы в отрасли. Государству важно научиться реализовывать сквозные карьерные траектории с помощью умных технологий и управления на основе данных», – подчеркивает директор Института государственной службы и управления Президентской академии Руслан Корчагин.