• Управляй развитием территорий
    Назад

    Будущий образовательный трек школьника можно определить по набору ГИА

    Будущий образовательный трек школьника можно определить по набору ГИА

    Девятиклассник, выбравший для сдачи ГИА такие предметы, как химия, физика, литература и иностранный язык, скорее всего, продолжит обучение в 10 классе, а затем выберет те же дисциплины для сдачи ЕГЭ и вдобавок получит по ним более высокие результаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Президентской академии.

    Результаты анализа данных о выборе девятиклассниками предметов ГИА говорит о том, что у ребят, продолживших затем учебу в старшей школе, он не такой, как у поступивших в колледж или техникум. Исследователи выделили типовые наборы предметов для каждой из категорий школьников, и эти результаты могут быть использованы как для прогноза образовательной траектории, так и для оценки мотивации к дальнейшему получению образования.

    Так, предметами по выбору ГИА-9, характеризующими намерение школьника получить высшее образование, являются химия, физика, литература и иностранный язык. Более того, подчеркивает автор исследования, научный сотрудник ЦЭНО Борис Илюхин, это предметы с очень высокой сохранностью – в 34-50% случаев они выбираются школьниками не только после 9 класса, но и после 11-го.

    В число предметов со средней сохранностью (15-30%) исследователь включил биологию, обществознание и информатику – их, по оценке Бориса Илюхина, часто выбирают после 9 класса, веря, что их проще сдать. Абсолютно низкой сохранностью (12%) характеризуется, к примеру, география, и в этой связи примечательно, что будущие десятиклассники, в отличие от ушедших в СПО, выбирают этот предмет много реже.

    Важно и другое. В топ-3 популярных специальностей СПО входят техника и технологии транспорта; машиностроение; информатика. Между тем, ребята, поступающие на них, не сдают ГИА ни по физике, ни по химии. Чаще они выбирают обществознание, географию и информатику, думая, что их легче сдать. «И это несоответствие – проблема, которую нужно дополнительно исследовать. Наша позиция в том, чтобы использовать результаты предметов ГИА по выбору при приеме в образовательные организации СПО, и в том числе на рабочие специальности. Например, для обучения на сварщика, ребенку нужны хоть какие-то знания по химии и физике, хотя бы на пороговом уровне», – подчеркнул Борис Илюхин.

    Правда, ребята, которые идут в 10 класс, также часто выбирают ГИА по информатике. Но у них этот предмет чаще идет в сочетании с ГИА по физике, химии и биологии. 80% из них продолжают обучение в 10 классе, а сохранность информатики в этом случае повышается до 50%, т.е. становится очень высокой.

    «Таким образом, по двум предметам ГИА можно с большой вероятностью прогнозировать как результаты экзаменов, так и пути продолжения образовательной траектории», – подытожил Борис Илюхин.

    Одновременно эксперты ЦЭНО отмечают: уже сегодня поступить в вуз без предварительного обучения в профильном классе достаточно проблематично, а дети, которые изучали предметы на профильном уровне, получают по ним заметно лучшие результаты ЕГЭ.

    Масштабы распространения профильного обучения в стране постоянно растут, достигнув в ряде регионов 100%. В среднем по России в 2024 году этот показатель составил 93,9% против 51,6% в 2016-м, а число десяти- и одиннадцатиклассников, охваченных профильным обучением, превысило 1,3 млн. Всего в России в этом году было почти 110 тыс. профильных классов против 46 тыс. в 2016 году, отмечает ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Алексей Тищенко.

    В соответствии с новым ФГОС, с 2024 года профильное обучение в российской школе идет по 5 направлениям: естественнонаучное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое, универсальное. И в рамках каждого из них школа должна вести не менее трех предметов для обучения на углубленном уровне.

    Лидером по охвату старшеклассников является универсальный профиль – 28,1%. На технологический приходится 19,8%, естественнонаучный – 11,2%, социально-экономический – 18,3% и на гуманитарный – 16,6%.

    «Профильное обучение в системе общего образование постоянно набирает обороты, и принятие ФГОС третьего поколения ускорило процесс охвата им старшеклассников. Однако в регионах ситуация очень разнится как по охвату, так и по преобладающим профилям. Соответствует ли сложившаяся ситуация потребностям экономики того или иного региона, должно стать основой дальнейшего анализа и дискуссии», – говорит Алексей Тищенко.

    Таким образом, школы должны открывать все 5 профилей лишь в том случае, если есть возможность сделать это на качественном уровне. В противном случае, это негативно скажется на обучении и будет способствовать не повышению, а понижению качества образования, подытожил эксперт.

    Другие новости

    1/8

    Остался последний шаг:)

    Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.