Дальний Восток и Арктика на подъеме: комментарий эксперта Президентской академии
Развитие Дальнего Востока и Арктики является безусловным приоритетом. Государственная политика направлена на превращение этого макрорегиона в конкурентоспособный экономический центр Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого создан целый комплекс беспрецедентных мер поддержки, нацеленных на привлечение инвестиций и человеческого капитала.Для реализации планов по социальному развитию центров экономического роста был создан специальный механизм — президентская дальневосточная единая субсидия. Благодаря ей на Дальнем Востоке уже построено и реконструировано более 2000 социальных объектов, из которых 138 были обновлены или возведены в текущем году.
Особым стратегическим направлением является развитие Арктической зоны. Здесь господдержка направлена на освоение природных ресурсов, обеспечение национальной безопасности и защиту экосистемы. Для компаний, работающих в Арктике, создан специальный преференциальный режим с налоговыми льготами, что стимулирует реализацию крупнейших проектов по добыче нефти, газа и других полезных ископаемых.
Центральной осью развития как Арктики, так и всего Дальнего Востока является Северный морской путь (Севморпуть). Это кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Его протяженность составляет около 5 600 км. В 2024 году объем грузоперевозок по СМП побил рекорд и составил почти 37,9 млн тонн, что на 1,6 млн тонн больше, чем в предыдущем году.
Доцент кафедры экономики и финансов Карельского филиала Президентской академии, кандидат экономических наук Светлана Мяки отмечает следующее:
«Историческая и экономическая связь с Северным морским путем свойственна всем субъектам РФ, вошедшим в Арктическую зону РФ. Карельские территории не исключение.
Особенности арктических территорий, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» раскрывают вызовы, стоящие перед субъектами РФ. Для Республики Карелия сохраняется основной из них – «недостаточный уровень инвестиций в основной капитал, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов». В том числе для его решения, впервые в современной мировой практике именно в России, развитие Арктики предусматривает формирование единой сети опорных зон.
Стратегически важными территориальными проектами, реализуемыми по поручению Президента Российской Федерации в 2024 году, стали агломерации. В Карелии при поддержке ГК «ВЭБ.РФ» разработан мастер-план Кемско-Беломорской агломерации, которым предусмотрены потенциальные возможности для повышения доходов и стабилизации финансового положения территории.
В ближайшие 10 лет агломерация будет развиваться по трем ключевым направлениям: создание транспортно-логистического центра, развитие добычи и переработки ресурсов, раскрытие туристического потенциала Белого моря и повышение качества жизни.
Правительством Республики Карелия впервые на публичной площадке региона обозначена позиция развития Кемско-Беломорской агломерации на период до 2035 года в направлении строительства портовых сооружений на Белом море и увеличения грузопотока по Беломорско-Балтийскому каналу. По словам Главы Республики Карелия А.О. Парфенчикова, реализация проектов позволит «создать 3,3 тысячи новых рабочих мест и кратно увеличить показатели приоритетных отраслей экономики».
В числе якорных инвестиционных проектов агломерации - разработка месторождений строительного камня и рудных месторождений, реализация которых, в свою очередь, должна содействовать увеличению грузоперевозок по Северному морскому пути, внося свою лепту в реализацию стратегических целей национальной экономики».