В 2024 году доля федерального бюджета в финансировании системы высшего образования страны сократилась, а доля населения впервые за последние годы выросла. В итоге началось перераспределение средств как между регионами, так и внутри них, отмечается в докладе директора Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Президентской академии Татьяны Клячко «Особенности финансирования высшей школы – основные источники и региональная специфика».
Авторы исследования, представленного на экспертном семинаре ЦЭНО Президентской академии, проанализировали новые тенденции в формировании доходов вузов, обусловленные изменением подходов к финансовому обеспечению высшего образования за счет средств федерального бюджета, а также предпочтений населения по оплате обучения в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Работа выполнена на основе официальной статистики: ВПО-2 2023, 2024; ВПО-1 2024; а также данных Росстата по среднемесячной начисленной заработной плате в 2024 году.
Как подтвердило исследование, в России изменилась структура финансирования высшего образования, и в первую очередь – за счет сокращения доли финансирования вузов России из федерального бюджета: с 54,8% от общего объема в 2023 году до 52,7% в 2024-м. При этом впервые за последние годы выросла доля финансирования за счет средств населения и поступлений от иностранных студентов.
Правда, в абсолютном выражении общее финансирование российских вузов растет – на 10,3% в 2024 году по отношению к 2023-му, что примерно соответствует величине инфляции. Однако общий рост бюджетного финансирования вузов за тот же период составил лишь 7%, а за счет федерального бюджета – 6%, что существенно ниже инфляции. Зато заметно выросли расходы населения – без малого на 14%
Финансирование образовательной деятельности вузов в 2024 г. также не дотягивало до уровня инфляции – в общей сложности этот показатель составляет 9,1%, а из федерального бюджета – 6,7%. Так, финансирование бакалавриата за счет федерального бюджета выросло в 2024 году на 6,3%, а в специалитете и магистратуре – лишь на 1,8%, в то время как доля затрат населения составила соответственно 10,8% и 17,3%. Напомним, что уровень инфляции в 2024 г. составил чуть меньше 10%.
Основная часть средств федерального бюджета, выделенных на поддержку вузов в 2024 году, по-прежнему была сконцентрирована в Москве (34,7%) и Санкт-Петербурге (11,0%). При этом в указанном году на 7 регионов пришлось 58,4% всего финансирования вузов России из федерального бюджета. (В их число, помимо обеих столиц, попали также, Татарстан, Новосибирская, Ростовская, Свердловская и Томская области).
В итоге в Москве и Санкт-Петербурге общий уровень финансирования высшего образования в 2024 году оказался выше инфляционного – соответственно 11,6% и 11,8%. Однако на прибавки из федерального бюджета в Москве приходится лишь 7,1%, а в Санкт-Петербурге – 6,1%. Таким образом, и здесь приток дополнительных средств в систему высшего образования обеспечили не столько федеральный и региональные бюджеты, сколько договоры вузов со сторонними организациями (рост на 17,4% в Москве и 23,9% в Петербурге) и средства населения (соответственно 14,5% и 15,5%).
Особенно заметен этот тренд на примере обвала совокупного финансирования специалитета и магистратуры в Санкт-Петербурге: общий объем в 2024 г. снизился на 3%, финансирование из всех бюджетов бюджетной системы России – упало на 12,2%, из федерального бюджета – на 12,3%. А вот денежные поступления от населения на эти цели выросли на 15,2%, от организаций – на 55,3%, от иностранных студентов – на 22,2%.
В отличие от обеих столиц, региональную картину отличает большой разброс. Если, к примеру, Томская область в 2024 г. теряла финансирование высшего образования (общее финансирование – минус 1,7%, финансирование из федерального бюджета – минус 6,1%, образовательная деятельность вузов – минус 7,8%, бюджетное финансирование образовательной деятельности – минус 11,5%), то в Калининградской области ситуация была прямо противоположной: общий прирост финансирования в 2024 году составил +33%, из федерального бюджета +50,9%, финансирование образовательной деятельности +44%, финансирование образовательной деятельности из федерального бюджета +75,4%.
«С 2024 года в регионах происходят тектонические сдвиги, вызванные изменением финансирования высшего образования. Недостаточный прирост государственного финансирования вузов запустил процесс перераспределения средств как между регионами, так и внутри самих регионов. Более сильные вузы стягивают на себя как большую долю бюджетных средств, так и большую долю средств за платное обучение. И если в ближайшее время платный прием будет ограничен, мы увидим новые изменения», – комментирует Татьяна Клячко.
Среди вузов, предупреждает эксперт, усилится дифференциация. Сильные, престижные университеты резко вырвутся вперед, в том числе и за счет научных разработок. А это скажется на ситуации в регионе в целом: к примеру, в Томской области прирост финансирования системы высшего образования в наибольшей степени обеспечат два х научных исследовательских университета.
Значимым в общей проблеме финансирования вузов остается и вопрос оплаты труда профессорско-преподавательского состава, подытожила Татьяна Клячко: «На 35-40% зарплаты вузовских преподавателей формируются за счет внебюджетного финансирования, и в том числе – средств от платного обучения студентов. В условиях ограничения платного приема вузы неизбежно встанут перед выбором: либо повышать стоимость платного обучения, чтобы гарантировать официально установленные показатели по зарплатам ППС, либо увеличивать нагрузку преподавателей и тем самым увеличивать риск ухудшения качества образования. В особой группе риска окажутся университеты социально-гуманитарного направления».