Совещание «Оценка добросовестности налогоплательщика в системе налогового администрирования: законодательное регулирование и правоприменительная практика» состоялось в Совете Федерации.
Среди участников – эксперты Президентской академии Карина Пономарева, Марина Иванова, Михаил Демьянец, Ирина Антропцева, Мария Ушакова, Талгат Мыктыбаев.
На встрече обсуждались критерии определения добросовестных налогоплательщиков, разница между законной налоговой оптимизацией и незаконным получением налоговых льгот, ответственность за действия деловых партнеров, применение налоговой реконструкции и амнистии. Кроме того, эксперты проанализировали эффективность и достаточность принятых налоговых решений, а также их практическое применение, включая судебную практику.
Модератором совещания выступил заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин.
Профессор Высшей школы правоведения Карина Пономарева выступила с докладом «О критериях добросовестности налогоплательщика» и указала, что понятие добросовестного налогоплательщика было введено в оборот Конституционным Судом Российской Федерации еще в 1998 г. С тех пор категория добросовестности является одной из наиболее обсуждаемых в налоговом праве наряду с концепцией необоснованной налоговой выгоды.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал важность ясных и предсказуемых законов. Но на практике это не всегда так. Часто, чтобы отличить добросовестную оптимизация налогов (например, разделение бизнеса между родственниками) от недобросовестной, приходится пройти через несколько судебных инстанций
Например, закон о дроблении бизнеса (№ 176-ФЗ от 12.07.2024) вышел в 2024 году, закрепив понятие «дробление бизнеса» на законодательном уровне, а до сведения налогоплательщиков были доведены подробные рекомендации ФНС России. Однако суды рассматривают каждый случай дробления бизнеса индивидуально, и даже похожие ситуации могут закончиться противоположными решениями. Проблема чаще всего не в самом законе, а в сложности доказательства фактов дробления бизнеса.
Поскольку в российском законодательстве отсутствует определение добросовестности налогоплательщика, на практике могут возникать трудности при оценке его поведения при применении льгот или специальных налоговых режимов. Более того, критерии добросовестности могут различаться для различных сфер деятельности. Определенность в части позиции по вопросу о необходимости закреплять в законе понятие добросовестности была внесена Минфином России (письмо от 29 марта 2023 г. 03-02-06/39284): установление критериев добросовестности на законодательном уровне не является целесообразным.
Доцент кафедры административного, информационного и финансового права Михаил Демьянец выступил с докладом «Добросовестность налогового администрирования».
«С учетом положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, устанавливающих обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов. Несоблюдение принципа добросовестного налогового администрирования выступает правовым основанием для оспаривания решений, действий (бездействий) налоговых органов и их должностных лиц в порядке арбитражного и административного судопроизводства.
В настоящий момент судебная практика демонстрирует обширное количество дел, в рамках которых налогоплательщикам в судебных инстанциях различного уровня частично или в полном объеме удается оспорить решения, действий (бездействий) налоговых органов в том числе в силу того, что не был соблюден принцип добросовестности налогового администрирования.
В этой связи при реализации принципа добросовестности налогоплательщика, предусмотренного ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, полагаем важным учитывать обеспечение налоговыми органами соблюдения принципа добросовестности налогового администрирования, который способствует формированию комфортных условий налогового администрирования и является гарантией соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации», – отметил эксперт.
По итогам совещания будут выработаны предложения по дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования института налоговой добросовестности.