Президент Владимир Путин на пленарном заседании ВЭФ-2025 дал ряд поручений правительству, касающихся развития Дальнего Востока, Арктики и ключевых отраслей экономики.
Президент поручил утвердить долгосрочный план развития отрасли редкоземельных металлов в России не позднее ноября 2025 года. Также совместно с Морской коллегией РФ предстоит оценить целесообразность предложений по развитию трансарктического транспортного коридора. В их числе – создание современных центров судостроения по выпуску всей линейки судов для работы на маршруте ТТК и открытие прямого доступа грузам из Сибири и Урала на морские трассы Арктики.
Среди других задач – определение параметров единого преференциального режима для бизнеса на Дальнем Востоке и в Арктике, который должен быть запущен с 1 января 2027 года. Кроме того, поручено подготовить предложения по цифровому развитию дальневосточных регионов и обеспечить условия для широкого применения беспилотников в различных отраслях экономики: на сельхозугодьях, в охране природы и природопользовании, на производственных и логистических площадках.
Отдельное поручение касается финансирования: на реализацию мастер-планов Дальнего Востока необходимо направить 5% от расходов профильных государственных программ в социальной сфере и инфраструктуре.
Президент также поручил распространить программу «Дальневосточная и арктическая ипотека», предусматривающую кредитование под 2%, на всех работников образования, а не только учителей, а также на многодетные семьи независимо от возраста родителей. Дополнительно программу необходимо расширить на вторичное жилье в городах, где нет предложений от застройщиков. Еще одним поручением стало утверждение долгосрочной стратегии развития Дальневосточного федерального округа до 2036 года.
«Последние несколько лет дальневосточные регионы ускорились в своем развитии. Происходит не столько за счет влияния санкций и «поворота на восток», сколько за счет системных мер государства и бизнеса. Во-первых, это системная поддержка инвестиционной активности в виде преференциальных режимов, льгот, вложений в инфраструктуру. Во-вторых, это лучшие, чем для других регионов страны условия по развитию инфраструктуры населенных пунктов. В-третьих, это стимулирующие меры по поддержке населения и внутреннего спроса (это не только Дальневосточная ипотека, но еще и Дальневосточное жилье, Дальневосточный гектар, пакет демографических мер). Но, важно не только наличие этих мер, а то, что они реализуются «спокойно», то есть системно и последовательно», – говорит директор центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский.
«При любых обстоятельствах для стабильной работы трансарктического транспортного коридора необходимо почти удвоить ледокольный флот, включая строительство сверхмощных судов типа «Лидер», а также увеличить число арктических танкеров, газовозов и контейнеровозов класса Arc7. Решать эти масштабные задачи целесообразно в том числе за счет международной кооперации в рамках BRICS и инструментов, подобных Международной территории опережающего развития (МТОР)», – полагает доцент ИОН Президентской академии, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников.
«Уникальный опыт Дальнего Востока с его особым экономическим режимом, геополитическим положением и масштабом задач является полигоном для отработки новых моделей управления, государственно-частного партнерства и социального развития. Успех этого проекта позволит транслировать полученные практики и на другие регионы страны, делая его не региональным, а поистине общенациональным достоянием и приоритетом», – уверен директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.