По данным соцопросов, проведенных к началу учебного года, почти 50% школьников слушают, а не читают книги. Как смена способов восприятия информации отражается на образовательном процессе в школах и вузах? Можно и нужно ли противопоставлять аудиоформат классическому образованию? Что привносит в обучение мультиформатность контента и как тренд на «многоканальное» восприятие меняет роль преподавателя и весь образовательный ландшафт? Об этом и о многом другом рассказала замдекана Общеакадемического факультета Президентской академии Елена Кролевецкая.
- Елена Николаевна, можно ли говорить о стремительной смене способов восприятия информации, если половина школьников слушает книги классиков в аудиоформате?
- Это – симптом глубоких системных изменений в когнитивных практиках нового поколения, но говорить о «стремительной смене» было бы упрощением. Мы наблюдаем не смену, а расширение способов восприятия и взаимодействия с информацией. Аудиоформат – не отмена чтения, а его адаптация к новому, многозадачному ритму жизни. Для современного школьника прослушивание «Мастера и Маргариты» по дороге на тренировку или в метро – не отказ от чтения, а включение классики в плотный цифровой контекст дня. Что за этим стоит? Во-первых, мозг современного подростка адаптирован к параллельным информационным потокам. Аудиокнига в этом случае становится одним из каналов, но не единственным. Во-вторых, цифровые технологии, по сути, реанимируют древнейший формат – повествование из уст в уста. Это возвращает нас к истокам культуры, но на новом технологическом витке. И, в-третьих, сегодня это главный вызов для педагогов в вопросе качества восприятия. Наша педагогическая задача – не запрещать новый формат, а учить детей умению переключаться между глубоким и фоновым режимом восприятия.
- Но является ли прослушивание равноправной альтернативой чтению?
- С точки зрения освоения сюжета и основных идей, конечно, да. С точки зрения анализа художественных приемов, работы с подтекстом, который часто требует остановки, перечитывания, созерцания – пока, к сожалению, нет. Аудиоформат эффективен для знакомства с контентом, но для его глубокого анализа пока незаменимо медленное, вдумчивое чтение. Таким образом, мы наблюдаем не смену парадигмы, а ее усложнение. Задача современного образования — не противопоставлять форматы, а развивать мультимодальную коммуникацию и грамотность, предполагающую способность критически работать с содержанием, независимо от того, поступает оно через глаза, уши или тактильный интерфейс. Именно это – умение извлекать смысл, анализировать и создавать его в разных модальностях – и будет ключевой компетенцией XXI века.
- Как данный тренд отражается на образовательном процессе в Академии?
- Тенденция к изменению и расширению форматов восприятия информации не просто отражается, а активно развивается в образовательном процессе Академии. Мы реализуем принцип полиформатности контента, при котором учебные материалы предоставляются в различных видах и форматах. Лекция сегодня уже не единственный источник знания. Учащиеся получают доступ к видеозаписям выступлений ведущих экспертов и практиков, подкастам и аудиолекциям по актуальным проблемам экономики, права и государственного управления, интерактивным онлайн-курсам на собственной платформе и партнерских ресурсах, традиционным академическим текстам и статьям. Это позволяет студенту выбирать формат, наиболее соответствующий его текущей задаче и когнитивному стилю: быстро освежить материал в аудиоформате по дороге, углубиться в текст для подготовки к семинару или посмотреть экспертный разбор кейса.
- В чем вы видите главную задачу преподавателя при таком подходе?
- Роль преподавателя Академии эволюционирует от лектора-транслятора к модератору, тьютору, фасилитатору. Его задача – организовать процесс, в котором студенты, используя информацию из разных источников, включая аудио и видео, вырабатывают решения сложных, не имеющих однозначного ответа задач. Поэтому в Академии развиваются такие образовательные модели, как смешанное обучение, в котором сочетание онлайн- и офлайн-форматов позволяет гибко использовать время и ресурсы. Другой пример – «перевернутый класс», в котором теория изучается дома, в том числе через аудио- и видеоконтент, тогда как аудиторная работа посвящена практическому применению, обсуждению и углублению знаний. Или проектная и кейс-ориентированная работа, требующая от студентов самостоятельного сбора и анализа информации из множества разноформатных источников – данные, экспертные интервью, новостные ленты, аналитические отчеты. Таким образом, в Академии происходит не просто адаптация к тренду, а его осмысленное включение в педагогический дизайн. Задача Президентской академии – готовить специалистов, которые не просто потребляют информацию в удобном формате, но способны руководить, принимать решения и создавать смыслы в условиях медийного многообразия.
- Что бы вы пожелали первокурсникам, только что переступившим порог Академии?
- Как человек, посвятивший образованию всю жизнь, я бы пожелала в первую очередь осознать ценность своего выбора. Вы поступили не в обычный вуз, а вошли в элитное сообщество, кузницу будущей управленческой, интеллектуальной и деловой элиты страны. Здесь вас будут не просто «учить предметам», а готовить к ответственности. Доверьтесь этой системе, даже если поначалу некоторые вещи покажутся сложными или неочевидными. Фундамент, который закладывается здесь, будет служить вам всю жизнь. Так что не ограничивайтесь посещением обязательных лекций и семинаров. Ваше образование – уникальная среда, проявляйте в ней активность: задавайте разные вопросы преподавателям и приглашенным экспертам, ходите на открытые лекции, дебаты, мастер-классы, коих в Академии огромное количество, вступайте в клубы и студенческие объединения, используйте уникальный шанс общаться с однокурсниками.
В условиях высокой учебной нагрузки, очень важно научиться управлять своим временем и развивать эмоциональный интеллект. Объемы работы и высокие ожидания могут сначала давить на вас. Ваша задача – научиться балансировать. Не зацикливайтесь только на учебе. Найдите время на хобби, спорт, чтение не только по программе и просто на отдых. Учитесь распознавать стресс и управлять им. Успешный лидер – не тот, кто выгорает к 3 курсу, а тот, кто умеет стабильно работать. И не бойтесь пробовать, ошибаться и менять свою траекторию. Сейчас вы можете считать, что точно знаете, кем станете. Но мир меняется стремительно. Позвольте себе быть гибкими. Участвуйте в разных проектах, ходите на стажировки в разные сферы: госслужба, бизнес, НКО. Возможно, ваше истинное призвание совсем не там, где планировалось. Академия дает огромное пространство для таких экспериментов – используйте его. Вы здесь не только для того, чтобы получить диплом, а чтобы найти свое предназначение и сформировать систему ценностей, с которой вы будете нести ответственность за свои будущие решения.