• Управляй развитием территорий
    Назад

    Роль ИИ в образовательном процессе – мнение экспертов Президентской академии

    Роль ИИ в образовательном процессе – мнение экспертов Президентской академии

    Тема искусственного интеллекта и его влияния на глобальные процессы стала одной из центральных на прошедшем Восточно-экономическом форуме. Эксперты говорили о том, что развитие различных отраслей экономики невозможно без внедрения ИИ, прогнозировали бурной рост и совершенствование генеративных технологий. Особое внимание уделили языковым моделям, таким как DeepSeek или ChatGPT, отмечая их все более заметную роль в области перевода. О том, насколько совершенен ИИ, как он влияет на сферу образования и сможет ли он в перспективе заменить человека – мы спросили экспертов Общеакадемического факультета Президентской академии.

    Стремительно развитие ИИ ставит перед человечеством целый ряд фундаментальных вопросов. Уже сегодня многие тексты, написанные ИИ, выглядят неотличимыми от тех, что написал человек. Однако уже в само определение «искусственный интеллект» вложена неточность, так как речь не об интеллекте, а об алгоритмах, считает преподаватель немецкого языка Павел Крюков.

    «Инструменты ИИ всё время улучшаются, точность перевода растет, ведь над моделями ИИ работают тысячи специалистов, в том числе и лингвистов. Но до сих пор пока не всегда в его силах отличить игру слов, распознать эмоции, учесть культурные особенности, подобрать ситуативные грамматические или лексические единицы. Эти нюансы ведут к искажению смысла. Не уверен, что все эти аспекты будут преодолены разработчиками моделей ИИ в ближайшие годы. Если говорить о преподавании иностранных языков и использовании студентами сервисов, где применяется ИИ, то профессионалам удается (признаю, что с каждым разом все труднее и труднее) распознать и выявить перевод или составление текста с помощью «искусственного интеллекта»», – отмечает Павел Крюков.

    С тем, что перевод остается очень тонкой задачей, согласен эксперт исследовательского Центра искусственного интеллекта Сергей Дубровский. По его словам, особенно это касается профессиональных и технических текстов, где человеческая работа по-прежнему играет ключевую роль. Среди наиболее заметных сервисов он выделил Яндекс.Переводчик и DeepL.

    «Современные генеративные технологии искусственного интеллекта находят активное применение в сфере машинного перевода. Значительных успехов в области перевода также добились генеративные модели искусственного интеллекта, в частности большие языковые модели, например QWEN-3, которые демонстрируют высокое качество при работе с текстами. Однако вопрос о том, какие инструменты искусственного интеллекта можно считать «лучшими» на данный момент, остается открытым. Эта сфера развивается очень динамично, и новые технологии возникают практически ежедневно», – сказал Сергей Дубровский.

    Роль ИИ в образовании сейчас вызывает множество дискуссий в научном мире. Однако оценивать его влияние лишь с позиции «хорошо или плохо», было бы ошибкой, полагает завкафедрой информатики и прикладной математики Наталья Свертилова. По ее словам, нейросети – это уже не просто цифровой инструмент, а новая образовательная среда, которая меняет существующую парадигму получения знаний.

    «Сегодня, основная задача экспертов, преподавателей, научного сообщества – не препятствовать интеграции ИИ в образовательный процесс (это попросту бесполезно), а активно формировать экoсистему для его ответственного и эффективного использования. Будущее не за заменой преподавателей ИИ, а за коллаборацией, в которой преподаватель, используя ИИ, как инструмент, фокусируется на том, что делает человека человеком: на воспитании, творчестве, эмоциональном интеллекте и критическом мышлении», – говорит Наталья Свертилова.

    Даже если искусственный интеллект станет очень развитым, последнее слово всегда должно оставаться за человеком, подтверждает старший преподаватель кафедры философии Владимир Бродский.

    «Не стоит забывать, что нейросеть, в сущности, является техническим инструментом, о чем недавно напомнил на полях ВЭФ Президент Владимир Путин. В свое время немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер утверждал, что собственно человеческой деятельностью является вопрошание бытия. Chat GPT или Deepseek не отнимает у человека эту возможность – запрос остается за пользователем. Другой немецкий философ Карл Шмитт в одной из своих поздних работ рассуждал о воображаемой машине, способной давать ответ на любой вопрос, и тем самым предвосхитил развитие нейросетей. Рассуждая о том, станет ли подобное устройство новым сувереном, Шмитт отметил, что подлинный суверенитет сохранят те, кто будет его программировать. Сегодня мы можем наблюдать подобное на примере различий в ответах на острые политические вопросы, которые даются нейросетями, разработанными в разных странах. Человеческое остается первичным и решающим», – подытожил Владимир Бродский.

    Другие новости

    1/8

    Остался последний шаг:)

    Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.