Павел Голосов, к.т.н., директор Института общественных наук Президентской академии отмечает, что культура работы с данными влияет на развитие цифровой экономики, технологий и общества. В связи с этим перед выпускниками вузов стоят новые вызовы: требования к компетенциям растут быстро. Ответ на этот запрос – качественное и современное образование, которое предлагает ИОН.
В течение последних нескольких лет заметно усилилось внимание к подходам в работе с ней как со стороны бизнеса, так и органов публичной власти. Влияние на рост интереса оказывают уровень цифровой зрелости компаний и организаций (или стремление его повысить), желание усовершенствовать hr-процессы и расширить возможности для принятия решений на основе данных.
В зависимости от страны меняется и подход к работе с данными. Для западных стран характерен высокий уровень прозрачности и подотчетности: компании обязаны информировать пользователей о том, как собираются и используются их данные, а также предоставлять возможность контроля над этим процессом.
В Азии, особенно в Китае, наблюдается иная позиция. Здесь преобладает более свободный подход к сбору и использованию информации, что создает благоприятные условия для быстрого развития технологий в области больших данных и искусственного интеллекта. Япония – еще один интересный пример. Эта страна известна высокой степенью интеграции технологий в повседневную жизнь, что создает благоприятные условия для сбора и анализа больших объемов данных. Однако японский подход отличается сильным влиянием корпоративных культур на практики работы с информацией.
Несмотря на различия в подходах, можно выделить ряд общих мировых тенденций, характерных для этого направления. Во-первых, это растущее внимание к кибербезопасности и защите от утечек данных. Во-вторых, наблюдается активное развитие новых профессий, связанных с анализом данных и расследованием киберпреступлений.
В-третьих, во всех странах повышаются требования к актуальности и точности данных в различных сферах. Это касается не только бизнеса и государственного управления, но и таких областей, как картографические сервисы, где точность и актуальность информации имеют критическое значение.
Россия, в свою очередь, активно формирует собственный подход к культуре работы с данными. С одной стороны, наблюдается стремление к обеспечению цифрового суверенитета и локализации данных внутри страны. С другой – идет активное развитие национальных платформ и технологий обработки данных.
Одна из основных задач управления данными на уровне государства, которую решает российское правительство, – обеспечение межведомственного взаимодействия. Для того чтобы эта коммуникация была эффективной, процесс передачи данных должен происходить в режиме реального времени и на высокой скорости для всех участников сервисных процессов: ведомств, граждан, бизнеса. Поэтому с наращиванием услуг, которые мы получаем онлайн, растет нагрузка и на системы, которые вынуждены обрабатывать все большее количество данных.
Ведущие российские банки уже эффективно применяют аналитику (ИИ) в вопросах кредитного скоринга, для целей государственного управления применяется прогнозирование на основе данных, обезличенные данные телеком-операторов используются для развития целого ряда сфер экономики, активно развивается профилирование в соцсетях. Не будем забывать и о вопросах безопасности данных и устойчивости цифровых инфраструктур. Кроме того, данные активно используются в транспортной сфере, включая обеспечение работы беспилотного транспорта. Данные широко применяются в телемедицине, а также в принятии медицинских решений. Активно развивается использование данных в сфере культуры и искусства.
Что касается качества государственных данных, к ним предъявляются жесткие требования, так как именно это – фундамент управления на основе данных. Их роль в принятии решений на всех уровнях власти будет только расти. Сегодня это пространство для роста, так как далеко не все государственные и муниципальные организации, особенно в российских регионах, готовы своими силами обрабатывать большие массивы входящих данных таким образом, чтобы с этими данными можно было работать. Это вопрос как к цифровой грамотности сотрудников на местах, так и непосредственно культуры работы с данными.
Кроме того, молодые поколения IT-специалистов уже не представляют своей профессиональной жизни без больших языковых моделей – нейросетей с большим числом параметров, которые обучаются на гигабайтах текстов. Большие языковые модели задают стандарты работы с клиентскими сервисами: организации, которые используют эту технологию, получают рост производительности, ускорение R&D, облегчают разработку новых бизнес-моделей и поднимают уровень клиентского опыта.
Культура работы с данными быстро развивается во всем мире. На процесс ее эволюции влияют технологические инновации, изменения в законодательстве, глобальные тенденции, культурные и иные факторы. Общей закономерностью можно назвать то, что как государства, так и отдельные организации постоянно ищут оптимальный баланс между технологическими возможностями, соображениями экономического характера и необходимостью защищать права граждан и их личные данные в цифровом мире. Это трудный баланс, но его можно искать.