Центр Столыпина Президентской академии провел второе заседание постоянно действующего семинара «Цифровая радикализация молодежи: факторы, каналы и динамика распространения». Участники обсудили, какие психологические, политические и социальные триггеры можно противопоставить цифровой радикализации молодежи; как противодействовать системной работе по созданию «информационных пузырей» и как противостоять формированию антироссийской картины мира, неопределенности и недоверия; а также могут ли традиционные институты препятствовать формированию радикальной цифровой среды. Модератором семинара выступил эксперта Центра Столыпина Артур Атаев.
Вступление в эпоху трансформации, отметил в основном докладе «Цифровая радикализация молодежи в контексте цивилизационного конфликта: механизмы подмены идентичности и ценностей» декан факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения Вардан Багдасарян, выдвинуло на первый план новые актуальные вызовы.
В их числе - радикализация как следствие десоциализации молодежи; обрушение иерархии ценностей и «виртуализация» индивидуума; появление «человека с атрофированной волей» и как следствие – склонность к немотивированной агрессии. Отдельная проблема – кризис идентичности, отметил Вардан Багдасарян: «Идентичность стала проектом, в рамках которого вместо фиксированной данности можно купить любые ее символы – например, выбрать себе пол».
Ценности современной молодежи уже не всегда совпадают с традиционными ценностями общества, констатировал эксперт. Если для общества в целом приоритетом является духовность, то для молодежи – прагматизм. Вместо служения Отечеству молодые люди все чаще ориентируются ли личный успех, а вместо созидательного труда – на работу, не требующую особых энергозатрат.
Все это вместе взятое облегчает вовлечение молодежи в деструктивные организации и в том числе – вербовку через интернет. Методика хорошо известна: вначале вовлечение в диалог и «бомбардировка» любовью под лозунгом «тебя здесь ждут, а там – нет», вовлечение в свой круг, подготовка к инициации, легкое задание, затем «переход красной линии» и наконец совершение преступления. После этого молодой человек вербовщикам больше не нужен и превращается в «отработанный материал».
Чтобы противостоять этим негативным трендам, нужна новая модель воспитания молодых людей, подчеркнул спикер. В частности: формирование ценностного подхода, возвращение смыслов, социализация молодежи с демонтажем «цифровой эмиграции», формирование отказа от установки на потребительство.
В рамках ситуационного анализа эксперты, рассмотрев динамику цифровой радикализации молодежи, характеризующуюся усилением идеологической обработки, использованием соцсетей для формирования агрессивных антироссийских нарративов и искаженной картины мира, подчеркнули: чтобы противостоять цифровой радикализации молодежи, нужны особые психологические, политические, социальные и иные триггеры.
Прежде всего, крайне важно воспитать в молодом поколении чувство ответственности, подчеркнул руководитель направления «миграция» Центра им. Столыпина Президентской академии Михаил Бурда: «Цифровая эпоха – это не только доступный интернет, но и утрата ответственности за то, что делаешь. Поэтому борьба с экстремизмом предполагает не только распространение позитивного контента, но и усиление социализации молодого поколения».
Между тем, только школы и семьи с этой миссией не справятся, заявил консультант аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Денис Мальцев: «Для цифрового поколения все вопросы решаются в интернете, а потому справляться с этой проблемой также придется в цифровом формате. С одной стороны, нужна защита от вредоносного контента, а, с другой, – создание собственной, позитивной повестки и разоблачение негативных антироссийских мифов. Этот процесс зависит от взаимодействия государства и общества».
«Помочь молодым людям избежать сетей деструктивных сил должно формирование духовного иммунитета. Но разговор с молодежью “в лоб” о патриотизме не сработает», – предупреждает член Общественной палаты Наталья Дмитриевская.
В качестве хорошо зарекомендовавших себя мер участники дискуссии назвали движение «цифровых волонтеров», помогающих пожилым россиянам; симуляционные тренинги для подростков, предусматривающие общение с «виртуальным вербовщиком» и разбор проводимых им манипуляций; запуск роликов с аналогичным контентом.
Экстремистский контент распространяется легко, создавая «информационные пузыри». Радикальные социальные медиа формируют картину мира, далекую от действительности, порождая неопределенность и недоверие, констатировали участники дискуссии. Противодействовать этому тренду лучше всего совместными усилиями с представителями молодежи, считает проректор по стратегическому развитию и цифровой трансформации Московского государственного лингвистического университета Сергей Пилипенко: «Ребята могли бы сами делать 60-секундные ролики, а мы – создавать для этого условия».
Действительно, официальные сообщения в ответ на информационные выпады против России в молодежной сфере не срабатывают, не привлекая внимания в интернете. «Чтобы был толк. необходимо овладевать современными технологиями и упаковывать их в специальный короткий контент, способный собрать миллионы заходов. Также хороши для распространения в молодежной среде короткие сериалы, мини-документальные фильмы, рассказы о реальных людях, которые выглядят не как пропаганда, а как правдивые истории», – рассказал председатель Общественного совета Постпредства Республики Саха (Якутия) при Президенте России Александр Ильин.
«Мы готовы не только обсудить, но и выработать механизмы обеспечения преемственности наших традиций и ценностей. Спасибо Президентской академии за возможность предложить ресурсы, необходимые для развития страны и противостояния вызовам», – подвел черту под обсуждением председатель Централизованной религиозной организации «Международная исламская миссия Шафиг Пшихачев.