Новые тренды ДПО и специфика бизнес-образования. Эксперты Президентской академии выступили на национальном форуме допобразования «Человек и компетенции нового времени». Проректор Алексей Колесников сделал доклад на Экспертном совете по вопросам дополнительного профобразования, переподготовки и непрерывного образования при комитете Госдумы по науке и высшему образованию. Проректор Сергей Мясоедов – на круглом столе «Профессиональная переподготовка как основной путь достижения квалификации: прошлое, настоящее и будущее», проведенном при поддержке Экспертного совета по развитию профквалификаций Комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
«Ниша для развития программ ДПО – колоссальная. Эти гибкие программы – драйвер развития, позволяющий получить дополнительные знания, а также мощный инструмент мотивации», – заявила, открывая дискуссию «Дополнительное профессиональное образование в новой модели высшего образования России», замминистра науки и высшего образования России Ольга Петрова.
Вспомнив, как, «ощутив нехватку компетенций государственного управления, пошла на программу переподготовки “Доктор государственного управления” Президентской академии, т.к. это – визитная карточка Академии, какой нет ни в одном другом вузе», Ольга Петрова отметила важность использования механизма ДПО и в системе высшего образования. Например, в виде перезачета программ ДПО в основных образовательных программах для формирования компетенций, в которых заинтересован работодатель.
Тему появления вида высшего образования, связанного с управленческими программами, а также различий между форматами программ профессиональной переподготовки и магистратуры развил проректор Президентской академии Алексей Колесников: «Программы профпереподготовки конкурируют сегодня с программами магистратуры. Первыми легче управлять и обновлять прямо в ходе их реализации. Это создает возможность их донастройки и персонализации, что очень важно».
Образованная на базе двух образовательных организаций «для взрослых», заточенных на подготовку управленческих кадров, Президентская академия решает эту задачу сегодня в условиях демографических сложностей и особой значимости укреплении государственного суверенитета страны, отметил спикер в докладе «Роль ДПО в подготовке кадров для государственного сектора и бизнеса».
Особо Алексей Колесников остановился на главных тенденциях и трендах ДПО: «Новые трудовые пространства, развитие рынков труда и новых индустрий, укрепление ценностной составляющей в практиках работы с человеком, требования непрерывности развития, запрос на ускоренную профессионализацию, трансформация роли коммуникации и огромное влияние цифровых технологий на все сферы жизнедеятельности. Вот те ключевые аспекты, которые мы не может не учитывать в ситуации поиска новой модели ДПО».
При этом, сославшись на результаты исследования в области допобразования руководителей, проведенного Президентской академией и СберУниверситетом в 2024 году, спикер подчеркнул: вопросы привлечения и удержания квалифицированных кадров, проблема быстрого устаревания навыков, возможности новых технологических решений для непрерывного развития личностно-профессионального развития одинаково актуальны как для госсектора, так и бизнеса. Существенные различия наблюдаются в предпочтениях по продолжительности и форматам обучения, а также влияния результатов обучения на развитие карьеры (представители бизнеса предпочитают длительный формат).
Среди ключевых стратегических ориентиров Алексей Колесников выделил «формирование ценностно-смысловой среды для развития кадрового потенциала; ускоренная профессионализация и непрерывность профессионального развития; персонализация образовательных траекторий и индивидуальная настройка образовательных программ; ориентированность на практику и навыкоцентричное обучение; возрастающая роль ДПО в формировании неформального профсообщества. Отдельная важная тема – формирование и развитие русской модели управления. Мы должны развиваться и уже развиваемся своим путем, связанным с ДНК России».
ДПО для МГТУ им. Баумана – не только инструмент повышения компетенций, но и возможность выпускать специалистов, готовых к командной работе, а то и целые команды, поделилась опытом директор центра допобразования Бауманки Маргарита Стоянова: «Так, в рамках проекта ДПО “Промышленная вечерняя школа” мы сканируем способности студентов и вместе с работодателями формируем полное портфолио для отбора в магистратуру».
Проректор Томского госуниверситета Михаил Шепель остановился на инструментах эффективной интеграции ДПО в технологическое высшее образование. А ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Дмитрий Кайсин и ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина рассказали об инженерном и цифровом ДПО для технологического лидерства.
«ДПО способно стать основой новой модели высшего образования. Докрутка высказанных идей может определить новое место ДПО как непрерывного фундаментального образования, соответствующего запросам реальной экономики», – подытожила дискуссию первый зампредседателя Комитета по науке и высшему образованию Госдумы, куратор Экспертного совета Ксения Горячева.
«Но нельзя забывать и о необходимости фундаментального высшего образования. Коротких знаний не хватит на всю оставшуюся жизнь», – добавила Ольга Петрова.
На сессии, посвященной внутреннему обучению, говорили о сходствах и различиях в организации обучения на госслужбе и в бизнесе. Затронули вопрос о культуре обучения. «Многое зависит от первого лица в организации, его установок и личного примера, потом вступают в ход технологии и инструменты», – отметила директор Центра «Школа андрагогики и образовательного дизайна» ВШГУ Светлана Еварович.
Директор Центра карьерного сопровождения ВШГУ Маргарита Гончарова коснулась темы наставничества в ДПО: «Ключевым блоком реализации программ переподготовки для участников СВО является работа с наставниками. Через наставничество происходит динамичный личностный и профессиональный рост, а также адаптация к служению Родине уже в новом качестве».
Тем временем участники круглого стола «Профессиональная переподготовка как основной путь достижения квалификации: прошлое, настоящее и будущее» обсудили место профессиональной переподготовки в отечественной системе профессионального обучения, включая ДПО.
В своем выступлении проректор Президентской академии Сергей Мясоедов отметил опасность чрезмерного государственного регулирования бизнес-образования, и тем более в условиях беспрецедентных зарубежных санкций: «У бизнес-образования своя специфика! Нельзя допустить превращения программ МВА в магистратуру, регулируемую Федеральным государственным образовательным стандартом. Если у студентов в рамках ФГОС формируется понятийный аппарат, то программы МВА в соответствии с запросами рынка должны меняться мгновенно. Зарегулированность обрушит отечественный рынок бизнес-образования. И его место тут же займет зарубежный, далеко не всегда дружественный!»