Ядро бакалавриата:
принцип работы
В 1-2 семестре обучения студенты погружаются в модули, закладывающие основы целостного представления о мире и о человеке в мире. Общеакадемические модули первого курса последовательно знакомят с различными системами представлений о действительности: миром визуальных образов и контекстов, цифровым миром, миром информации, устройством личности и общества.
Освоение различных областей знаний дополняется изучением практических инструментов, навыков и компетенций, которые позволяют работать с системами и объектами из различных областей знаний: умение аналитически работать с информацией, выстраивать аргументацию и логику рассуждений, способность к рефлексии и пониманию своих образовательных целей.
Во 2 семестре обучения студенты также пробуют себя в деятельности, выполняя аналитическое исследование, посвященное одной из проблем регионального развития.
На 2 курсе обучения мы предлагаем студентам взглянуть на мир как на объект для трансформации: реализовать собственный проект, научиться выстраивать карьерную траекторию и при желании попробовать свои силы на стартап-треке.
-
Система представлений о мире
Прочная фундаментальная база служит основой для изучения профессиональных дисциплин, учит широко мыслить и использовать разнообразные подходы для поиска решений
Учебные модули:
-
Личность и общество
Сочетание основ психологии и социологии. Анализ социального поведения, коллективных представлений и индивидуального выбора
-
Основы гражданственности
Основы правовой грамотности и политического устройства страны
-
Математическое мышление и практики работы с данными
Работа с Big Data, основы высшей математики, методы анализы и решения задач
-
История, культура и пространство
История России в контексте мировой истории, изучение культуры и искусства, исследование региона и работа с локальными сообществами
-
Будущее сегодня: фронтиры, вызовы и решения
Научим прогнозировать будущее и строить эффективные стратегии развития
-
-
Практические инструменты и образ мышления
Формирование навыков, компетенций и образа мышления, благодаря которым вы научитесь исследовать новые идеи и точки зрения, решать многомерные задачи и находить ответы на вопросы, которые еще сегодня кажутся неразрешимыми
-
Обучение в деятельности
Возможность применить знания в реальном мире, реализовать свои идеи, понять, что образование значит именно для вас и каким вы хотите видеть свое профессиональное будущее
Преподавателям
-
ОАФ в лицах
Вся необходимая информация об устройстве факультета и контакты для обратной связи
Управление факультетом:
-
Ученый совет
Выборный орган самоуправления ОАФ
-
Административное устройство
Кто руководит ОАФ: деканат и вся информация о руководителях отделений
-
Методическая поддержка преподавателей
Мы создаем профессиональное сообщество единомышленников
-
Ваш график - онлайн
Электронное расписание преподавателей теперь доступно в личном кабинете
-
-
Элективное пространство
Элективное пространство Президентской академии — это возможность для студентов выбрать курсы, а для преподавателей — реализовать инновационные проекты и лучшие практик.
-
Элективы
Отдельные дисциплины для развития профессиональных и надпрофессиональных навыков
-
Модули
Набор взаимосвязанных элективных дисциплин для достижения образовательного результата
-
Майноры
Комплекс последовательных элективных дисциплин для формирования дополнительной образовательной траектории
-

Добро пожаловать на Общеакадемический факультет!
«В Президентской академии созданы всесторонние условия для подготовки высококлассных специалистов — современная образовательная среда, передовые методики обучения, доступ к новейшим исследованиям и участие в реальных проектах. «Образовательное ядро Президентской академии» выходит за рамки стандартной трансляции знаний, развивая через социогуманитарные дисциплины ценностные ориентиры, культуру личности и ответственную жизненную позицию. Благодаря такому подходу, студенты станут не только профессионалами, но и вдумчивыми гражданами, для которых вклад в развитие России наполнен глубоким смыслом».
Сотрудники ОАФ о принципах преподавания
Часто задаваемые вопросы
Выберите направление
Что такое ядро?
На каких образовательных программах есть ядро?
Что такое элективное пространство?
Что студенты будут делать в модулях ядра?
Какие преимущества у программ с «общеакадемическим ядром»?
Где найти ответ на оставленную заявку по физической культуре?
Можно ли перевестись от одного преподавателя к другому в рамках одной дисциплины?
После восстановления из академического отпуска отсутствует прикрепление к парам физической культуры. Как решить проблему?
Как формируются баллы по физической культуре?
Можно ли получить зачет, посещая лишь практические занятия по физической культуре?
Считаются ли пропущенные по болезни занятия прогулами, и нужно ли их отрабатывать?
Начисляются ли баллы по физической культуре за волонтерскую деятельность?
Что делать, если в личном кабинете отсутствуют оценки по физической культуре?
Можно ли поменять группу по физической культуре?
Что делать, если пары по физической культуре накладываются на основное расписание?
Как получить баллы по физической культуре, если студент занимается в фитнес-клубе?
Где уточнить информацию о единой балльно-рейтинговой системе?
Является ли сдача нормативов по физической культуре обязательной?
Приравнивается ли членство в сборной РАНХиГС или наличие спортивного разряда/звания к учебным занятиям по физической культуре?
Начисляются ли баллы по физической культуре за научно-исследовательскую деятельность?
Возможен ли перевод с одного изучаемого иностранного языка на другой в процессе обучения?
Можно ли отказаться от изучения второго иностранного языка?
Предусмотрена ли возможность смены преподавателя по иностранному языку?
Каков порядок изучения второго иностранного языка, если он не входит в учебный план программы?
Допускается ли перевод в группу более низкого уровня при чрезмерной сложности программы?
Как исправить ошибку в указании изучаемого языка в Личном кабинете?
Возможно ли изменение расписания занятий по иностранному языку по инициативе группы?
Как восстановиться в группу по иностранному языку после академического отпуска?
Контакты
Единая справочная служба
Почта
Адрес
г. Москва, проспект
Вернадского, дом 84, стр. 1
Модуль «Личность и общество»
Модуль позволяет глубже понять различные социальные явления и устройство общества, а также знакомит студентов с теорией и методологией исследований в области социальных наук. Кроме того, модуль фокусируется на характеристиках личности, психологических процессах, влияющих на поведение человека в социуме, и позволяет найти собственные ответы на вопросы: “Какова роль личности?”, “Как общество влияет на человека, а человек меняет среду вокруг себя?”
Важную часть модуля составляют практические занятия, на которых студенты осваивают техники рефлексии, учатся анализировать групповую динамику, выстраивать прогнозы поведения и находить решение конфликтных ситуаций, лучше понимать других и себя.
Данный модуль читается на 1 году обучения.
Модуль «Основы гражданственности»
Модуль дает знание и понимание основ правовой грамотности, а также политического устройства страны, в том числе в контексте ее исторического развития. В рамках этого модуля студенты знакомятся с ключевыми политико-философскими текстами, которые формируют комплексное представление о таких категориях, как власть, государство, политические институты, системы, режимы.
Глубже понимая устройство государства, размышляя об общей ответственности и о том, что значит быть гражданином, студенты учатся общаться и занимать проактивную позицию по отношению к миру вокруг.
Данный модуль читается на 1 году обучения.
Модуль «Математическое мышление и современные практики работы с данными»
Модуль делится на две взаимодополняющие части: основы математического мышления и работа с большими данными, что дает возможность сочетать концептуальный и практический подходы к решению задач. Модуль позволяет освоить теоретический материал, необходимый для применения математических концепций на практике. Студенты изучают основные способы работы с количественными показателями, учатся визуализировать данные, выстраивать модели и строить интерактивные дашборды, приобретая тем самым навыки, необходимые для карьеры в любой профессиональной области в современном цифровом мире.
Модуль читается на 1 году обучения.
Модуль «История, культура, пространство»
Модуль состоит из трех взаимосвязанных компонентов – изучение истории, знакомство с ключевыми направлениями культуры и искусства, формирование представлений о социокультурных процессах и их влиянии на отдельных людей и сообщества. Одна из задач модуля – показать, как глобальные процессы могут проявляться на микроуровне, то есть на уровне отдельно взятых регионов или локаций. В рамках модуля студенты также выполняют свое первое аналитическое исследование в рамках проектной мастерской, посвященной проблемам регионального развития.
Модуль читается на 1 году обучения.
Модуль «Будущее сегодня: фронтиры, вызовы и решения»
Модуль выстроен как последовательность лекций и образовательных практик, посвященных ключевым проблемам современности, фронтирным исследованиям в науке, прорывным проектам в развитии различных отраслей. Знакомство с глобальными вызовами позволяет научиться мыслить в системе координат будущего, а также работать с проблемами междисциплинарного характера. Практическая часть модуля также дополнена основами планирования карьеры и инструментами выстраивания профессиональной траектории.
Модуль читается на 2 году обучения.
Модуль «Коммуникация»
В рамках модуля студенты на практике знакомятся с различными стратегиями письменной, устной и визуальной коммуникации, учатся говорить так, чтобы их слышали и слушали, и писать так, чтобы читали. Эффективная коммуникация и способность к письменному изложению сложных идей или проблем имеет решающее значение во всех областях знаний, а успешное профессиональное взаимодействие невозможно без умения вести переговоры, решать споры, преподносить информацию убедительно и сохранять гибкость взглядов.
В Академии успешно преподают более десяти языков, включая английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский, португальский, корейский. При этом мы гарантируем совершенствование уровня владения языком минимум на 1,5 пункта по шкале CEFR (HSK для китайского языка), что открывает студентам новые возможности для построения успешной академической и профессиональной траектории. Так как глобальный характер современного мира диктует требования к высокому уровню владения иностранными языками.
Модуль читается на 1 и 2 годах обучения.
Модуль «Цифровая грамотность»
Модуль направлен на формирование базовой цифровой грамотности, знакомство с принципами цифровой коммуникации и цифровой этики. В рамках модуля студенты учатся пользоваться современными цифровыми инструментами – работать в текстовых и графических редакторах, искать и критически анализировать необходимую информацию в сети, решать поставленные задачи с помощью искусственного интеллекта, работать с самыми востребованными нейросетями.
Модуль читается на 1 году обучения.
Модуль «Большие идеи и технологии мышления»
Модуль посвящен основным проблемам, теориям, концепциям и понятиям философской науки. Философия рассматривается с двух точек зрения: и как система фундаментальных вопросов и размышлений, и как исторически сложившаяся наука, взаимодействующая с другими областями мысли и культуры и реагирующая на их развитие. Такой подход позволяет научиться видеть в мир в его сложности и неопределенности, развивает концептуальное мышление, способность вести диалог и аргументировать свое мнение, работать с текстами высокой сложности.
Модуль читается на 2 году обучения.
Модуль «От замысла к действию»
Модуль состоит из трех взаимосвязанных частей: основ системного анализа, знакомства с основами исследовательской работы и работы над проектами.
Обучение проходит в разных форматах, среди которых – тренинги, разборы кейсов, аналитические исследование и, главное, реализация проекта от идеи до создания собственного продукта. В рамках этого модуля студенты оказываются в ситуации творческого эксперимента, учатся выделять цели и задачи, планировать ход деятельности, управлять ресурсами, учитывать интересы заказчика и доносить свою идею до аудитории.
Модуль читается на 2 году обучения.
Модуль «Экономика и основы предпринимательства»
Модуль посвящен изучению основ финансовой грамотности, истории экономических учений, пониманию закономерностей функционирования современной экономики на макро- и микроуровне. Помимо теоретических представлений, студенты учатся анализировать экономическую информацию, верно интерпретировать ключевые экономические показатели и прогнозировать последствия своих действий. Вторая часть модуля закладывает основы предпринимательского мышления, знакомя студентов с необходимыми инструментами для создания бизнес-модели проекта и управления рисками и ресурсами.
Модуль читается на 2 году обучения.
Ученый совет
Выборный орган самоуправления ОАФ - ученый совет. Председатель ученого совета - декан ОАФ, в состав входят заместители декана, сотрудники ОАФ, представляющие все кафедры и подразделения ОАФ, ученый секретарь, а также по одному представителю от каждого института Академии. С составом ученого совета вы можете ознакомиться здесь.
Решения ученого совета принимаются открытым или тайным голосованием и оформляются протоколом.
Согласно положению об Общеакадемическом факультете, к компетенции ученого совета относятся следующие вопросы:
- определение основных направлений образовательной, научно-исследовательской, издательской и хозяйственной деятельности Факультета
- рассмотрение внутренних документов Факультета, определяющих порядок деятельности его органов управления
- предварительное рассмотрение вопросов создания, реорганизации, переименования и ликвидации подразделений Факультета, определение их организационной структуры и представление предложений по этим вопросам декану Факультета для вынесения на утверждение ректору Академии
- определение принципов организации деятельности Факультета в области управления и финансов в пределах, предоставленных Факультету настоящим Положением и иными локальными нормативными актами Академии
- избрание заведующих кафедрами
- представление кандидатур на присвоение ученых и почетных званий на ученый совет Академии
- предварительный отбор кандидатур и оценка квалификации на занятие должностей профессорско-преподавательского состава Факультета для избрания по конкурсу и последующего вынесения на заседание ученого совета Академии и заключения трудовых договоров
- принятие решений по иным вопросам деятельности Факультета, не отнесенных к исключительной компетенции органов управления Академии и Факультета
С планом-графиком работы ученого совета вы можете ознакомиться здесь.
Контактная информация:
Байдаков Иван Михайлович, и.о. декана, председатель ученого совета
почта: baydakov-im@ranepa.ru
Калиновская Анна Юрьевна, ученый секретарь
почта: kalinovskaya-ay@ranepa.ru
Административное устройство
Общеакадемический факультет (ОАФ) образован в 2024 году.
На данный момент это самое крупное структурное подразделение Академии, насчитывающее свыше 800 сотрудников.
Административное управление факультетом осуществляет деканат ОАФ, в состав которого входят:
Байдаков Иван Михайлович, и.о. декана
почта: baydakov-im@ranepa.ru
Жидкова Александра Васильевна, заместитель декана
почта: zhidkova-av@ranepa.ru
Савичева Татьяна Владимировна, заместитель декана
почта: savicheva-tv@ranepa.ru
Пушкарева Кристина Анатольевна, заместитель декана
почта: pushkareva-ka@ranepa.ru
Калиновская Анна Юрьевна, руководитель направления
почта: kalinovskaya-ay@ranepa.ru
В состав ОАФ входят четыре образовательных отделения:
Отделение языковой подготовки
И.о. руководителя отделения Долганова Ольга Васильевна
почта: dolganova-ov@ranepa.ru
Отделение гуманитарных и социальных наук
И.о. руководителя отделения Дубровский Сергей Владимирович
почта: dubrovskiy-sv@ranepa.ru
Отделение информационных технологий и математики
И.о.руководителя отделения Федосеев Артем Игоревич
почта: fedoseev-ai@ranepa.ru
Отделение «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»
И.о. руководителя отделения Герасимов Михаил Владимирович
почта: gerasimov-mv@ranepa.ru
Методическая поддержка преподавателей
Одна из главных задач отдела методической поддержки – формирование сообщества преподавателей и создание условий для обмена практиками, опытом и обратной связью. С этой целью, регулярно проводятся семинары, дискуссионные группы и другие мероприятия.
Уважаемые преподаватели! Наш отдел всегда на связи. Если у вас есть вопросы или предложения, пишите, пожалуйста, на почту отдела metod-of@ranepa.ru
Также напоминаем, что для общения, обмена новостями и полезной информацией у нас есть отдельный чат Сообщества преподавателей Общеакадемического факультета в Telegram. Присоединяйтесь здесь: https://t.me/metod_support_ranepa
Сотрудники отдела:
Добровольская Марьяна Игоревна, начальник отдела
почта: dobrovolskaya-mi@ranepa.ru
Кокарев Константин Павлович
Почта: kokarev-kp@ranepa.ru
Левчук Влада Владимировна
Почта: levchuk-vv@ranepa.ru
Фролова Кристина Эдуардовна
Почта: frolova-ke@ranepa.ru
Ваш график - онлайн
Для вашего удобства в личном кабинете преподавателя теперь доступно онлайн расписание. Ознакомиться с ним можно по ссылке: https://my.ranepa.ru/schedule/
Если при поиске у вас возникнут сложности, связанные, например, с отсутствием учетной записи преподавателя или другие вопросы, пожалуйста, сообщите об этом на нашу почту oaf@ranepa.ru.
Обучение преподавательского состава
Одна из главных задач отдела методической поддержки преподавателей – создание профессионального сообщества единомышленников.
Мы организуем и всячески поддерживаем взаимодействие преподавателей друг с другом, потому что наша команда уверена: только с помощью диалога и обмена мнениями, опытом, практиками, а также с помощью предоставления обратной связи можно выстроить качественный и эффективный процесс обучения.
С этой целью, мы регулярно проводим мероприятия (семинары, дискуссионные группы) на актуальные для преподавателей темы.
Ближайшие мероприятия
Ближайшие мероприятия отдела методологической поддержки:
- Рабочая группа по использованию ИИ/ГИИ в высшем образовании
- Рамка ЮНЕСКО по ИИ-грамотность для студентов
- Тактики работы со “сложными” студентами
- Рабочая группа по аналитическим навыкам
- Работа с аудио-визуальным материалом на занятиях по иностранному языку
- Подход Dogme. Можно ли учить без учебника? (+работа с emergent language - языковым материалом, “всплывающим” во время занятия)
- Мотивация студентов (с чем она связана, как помогать ее поддерживать)
- ChatGPT\YandexGPT и другие базовые ИИ инструменты в преподавании иностранного языка
- Как сместить фокус с преподавателя на студента в языковой аудитории, TTT и STT - время говорения студента и преподавателя
Уважаемые коллеги, подробнее о мероприятиях, их формате, тематике и планируемом времени проведения, вы всегда можете узнать у сотрудников отдела методологической поддержки.
Мы всегда на связи
Уважаемые преподаватели! Отдел методологической поддержки преподавателей всегда на связи. На все интересующие вопросы, будь то проведение мероприятий по повышению квалификации, методологическая поддержка, ваши идеи и предложения по развитию преподавательского сообщества, готовы ответить члены нашей команды.
Кроме того, напоминаем, что для общения, обмена новостями и полезной информацией у нас есть отдельный чат Сообщества преподавателей Общеакадемического факультета в Telegram. Присоединяйтесь здесь: https://t.me/metod_support_ranepa
С уважением, ваша
команда отдела методологической поддержки:
Добровольская Марьяна Игоревна, начальник отдела
почта: dobrovolskaya-mi@ranepa.ru
Специалисты:
Кокарев Константин Павлович
Почта: kokarev-kp@ranepa.ru
Левчук Влада Владимировна
Почта: levchuk-vv@ranepa.ru
Фролова Кристина Эдуардовна
Почта: frolova-ke@ranepa.ru
Также по всем интересующим вопросам, смело пишите нам на почту отдела: metod-of@ranepa.ru
Что такое Ядро и зачем оно нужно?
Ядро бакалавриата – это система взаимосвязанных образовательных модулей и дисциплин, которые осваиваются студентами Академии на первых курсах обучения. Образовательная программа Ядра учитывает, что у каждого студента свой академический и профессиональный путь, при этом оно закладывает общие принципы к подготовке и фундамент разностороннего образования, необходимого для решения сложных задач в современном мире.
Образовательные модули, входящие в ядро программы, нацелены на решение трех ключевых задач:
- Формирование целостного и системного представления о мире, получение фундаментальных знаний об основных областях человеческих знаний. Сюда входит изучение социально-гуманитарных наук, искусства, языков, а также математики и цифровых технологий;
- Создание основ для исследовательской и проектной культур, знакомство с различными дисциплинарными подходами. Все это побуждает студентов синтезировать полученные знания для системного анализа, инноваций и решения сложных проблем;
-
Развитие способности преобразовывать знания в действия. Для этого уже начиная с первого курса студенты смогут попробовать себя в реализации проектов, продвижении идей и создании собственных продуктов.
Наличие ядерной составляющей образовательной программы также создает условия для самоопределения студентов, позволяя обеспечить возможность корректировки образовательной траектории, в том числе гибкой смены профиля обучения после первого курса.
Ядро бакалавриата – это ответ на современные вызовы
Современный мир характеризуют такие понятия, как хрупкость, нелинейность, непостижимость и тревожность — все это обуславливает запрос на новую модель образования, в которой наличие ядерной части программы становится мировым образовательным стандартом.
Принципы формирования Ядра бакалавриата обусловлены ключевыми глобальными вызовами, среди которых:
- переосмысление роли человека в глобальных процессах;
- трансформация роли социально-гуманитарного знания;
- технологический прогресс, цифровизация и изменение природы информации;
- сложность и неопределенность мира.
Ответ на эти вызовы невозможен без выстраивания фундамента образования, поэтому мы считаем, что Ядро бакалавриата должно соответствовать принципам, определяющим образовательную философию Президентской Академии сегодня:
1. Разностороннее образование, ориентированное на междисциплинарность. Ядро учит студентов интегрировать знания из различных областей, что позволяет видеть сложность глобальных проблем, которые по своей природе являются над-дисциплинарными.
2. Формирование универсально востребованных знаний, навыков, компетенций (независимо от выбранной профессиональной деятельности): анализ данных, концептуальное мышление, умение пользоваться цифровыми инструментами и искусственным интеллектом, способность реализовывать собственные проекты.
3. Высокие требования к коммуникативным навыкам. Ядро формирует способность эффективно общаться в письменной, устной и визуальной формах, договариваться, объединять людей и продвигать идеи.
4. Применение знаний и навыков при решении задач в реальной деятельности. Действуя вместе с другими и ради других, студенты не только получают практический опыт, но и учатся понимать, как они могут трансформировать мир вокруг себя.
Учим умных быть успешными
Ядерный компонент образовательной программы обеспечивает достижение образовательных результатов, которые позволят студентам быть успешными как в рамках дальнейшего обучения по выбранному профилю, так и в целом в профессиональной деятельности.
Ядро бакалавриата формирует:
- системное мышление и целостность представлений о мире;
- понимание ключевых фронтиров и глобальных вызовов;
- способность к реализаций идей, наличие продуктового мышления и опыта проектной деятельности;
- способность к творческому эксперименту и инновационное мышление;
- ориентированность на саморазвитие;
- активную социальную позицию;
- способность к эффективной коммуникации и продуктивному действию в команде;
-
осознанный подход к цифровых технологиям.
Свобода строить свою образовательную траекторию
Элективное пространство РАНХиГС дает возможность студентам создавать уникальный образовательный маршрут, исходя из собственных интересов и предпочтений.
Важная составляющая всех образовательных программ Президентской академии - элективное пространство. Элективы - обязательные дисциплины (модули), однако в отличие от обязательной части, студент может сам выбрать, какие компетенции и знания он хотел бы углубить. Прежде всего, это дает персонализацию обучения, возможность принимать собственные решения относительно своего образования, расширение кругозора за рамки образовательной программы определенного профессионального профиля.
Из чего состоит элективное пространство?
- Элективы — это отдельные дисциплины, которые студенты выбирают для развития своих профессиональных и надпрофессиональных навыков;
- Модули — это набор взаимосвязанных элективных дисциплин, направленная на достижение определенного образовательного результата;
- Майноры — комплекс последовательно изучаемых элективных дисциплин, позволяющих студенту сформировать дополнительную образовательную траекторию
Почему элективное пространство важно?
Современный рынок труда требует от специалистов гибкости, способности адаптироваться и работать на стыке различных областей знаний. Элективное пространство:
- учитывает интересы, способности и потребности каждого студента;
- позволяет студентам быстро реагировать на изменения в профессиональных трендах и адаптировать свои компетенции под новые вызовы;
- формирует профессиональные ориентиры, благодаря наличию курсов из различных профессиональных и надпрофессиональных областей;
- развивает самостоятельность и ответственность за свой выбор;
- повышает мотивацию студентов, позволяя им развиваться в различных областях;
- создает возможности для междисциплинарного взаимодействия, что становится основой успешной карьеры.
Элективы могут дополнить и углубить основную программу обучения, развить компетенции по одному из образов деятельности (исследователь, управленец, проектировщик) или же получить дополнительные знания из другой области. Например, студенты, которые уверенно владеют английским языком, могут записаться на электив «Основы бизнес-коммуникации на английском языке», или же уйти в более узкую специализацию – например, «Нетворкинг и управление переговорами на английском языке», в то время, как их одногруппники развивают свои цифровые навыки.
Какие возможности открывает элективное пространство для студентов?
- Индивидуализация обучения. Элективы дают возможность выстраивать уникальный образовательный маршрут в соответствии с личными интересами и карьерными целями.
- Развитие междисциплинарных навыков. Элективы помогают изучать смежные области, развивая системное мышление и креативность.
- Гибкость форматов. Студенты могут выбирать очное, онлайн или гибридное обучение, а также удобный график занятий.
- Практическая направленность. Все курсы включают проектные задания, реальные кейсы и исследования, которые готовят к вызовам профессиональной среды.
- Нетворкинг. Участие в междисциплинарных группах с преподавателями и студентами разных направлений.
Как Ядро создает нетворкинг?
Одно из главных преимуществ Ядра бакалавриата — это развитие горизонтальных связей, доступ к ресурсной базе всей Академии и создание единого пространства для развития каждого студента.
Общность ценностей, навыков и знаний, приобретаемых в ходе обучения в Ядре, позволяет студентам лучше понимать друг друга, выстраивать эффективное взаимодействие и даже формировать команды из числа учащихся разных направлений подготовки.
При классическом подходе к образовательному процессу студенты разбиты на группы и, более того, даже в рамках одного факультета, встречаются в основном только на общих лекциях .
Образовательная модель Ядра предполагает регулярное взаимодействие студентов разных профилей в рамках:
- общеакадемических мероприятий;
- гетерогенных учебных групп, где студенты разных образовательных программ совместно изучают какую-то область знаний. Вместе вы научитесь анализировать новую информацию и задавать вопросы, которые могут — и часто будут — менять и расширять ваше мировоззрение;
- проектных команд (в том числе, для реализации стартап инициатив). Такое объединение вокруг реальной задачи позволяет не только добиться мультидицспилинарности, но и дает студентам опыт действия в кросс-профессиональных коллективах;
- элективного пространства, где студенты разных программ объединены общностью интереса к выбранной ими дисциплине, профессиональными и карьерными целями.
Запустите свой авторский курс
Если вы мечтаете создать уникальный курс, который обогатит образовательный опыт студентов программ бакалавриата и специалитета, не упустите возможность сделать это прямо сейчас.
Вы сможете:
- Разработать авторский образовательный продукт и масштабировать экспертизу и профессиональные знания
- Внести вклад в формирование инновационной образовательной модели
- Получить уникальный опыт работы в проектировании и реализации элективного пространства в сообществе единомышленников
Общеакадемический факультет открывает сбор авторских курсов для их включения в общее элективное пространство Президентской академии.
Какие элективные дисциплины востребованы?
Открыт отбор инициатив на дисциплины, которые будут включены в единый общеакадемический перечень весеннего семестра 2026 года для всех первокурсников бакалавриата и специалитета.
Элективы принимаются в категориях:
- Свободные элективы — авторские курсы, посвященные актуальной проблематике, в том числе междисциплинарным знаниям, способствующие развитию кругозора и знакомству с новыми тематическими областями;
- Элективы, направленные на развитие академических и социальных навыков — курсы, направленные на развитие мягких навыков и компетенций, которые помогают студентам эффективно учиться, реализовывать себя в проектной и исследовательской деятельности;
- Элективы, тематически расширяющие модули ядра (ядро — комплекс обязательных модулей и дисциплин, задающий общеакадемические требования для обучающихся всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета) — дисциплины, относящиеся к следующих направлениям: «история», «культура», «экономика», «социология», «язык» (включая иностранный язык), «основы права и правовой грамотности», «основы политологии», «математика», «философия», «цифровая грамотность».
Элективы в рамках общеакадемического пространства открыты для выбора всем студентам независимо от их направления подготовки, поэтому при разработке курса мы просим учитывать его доступность и адаптивность для широкой аудитории студентов различных образовательных программ.
Что такое элективное пространство?
Общеакадемическое элективное пространство — это:
- Персонализация образовательного пути: предоставление студентам возможности выбора курсов, которые соответствуют их интересам, карьерным и образовательным планам
- Расширение образовательного выбора: обеспечение широты и полноты образования, развитие междисциплинарных связей, возможность выйти за пределы образовательной программы
Какие возможности открывает участие в проекте?
Для преподавателей-авторов элективных дисциплин создание курса позволяет поделиться своим опытом, профессионально развиваться и быть включенным в академическое сообщество.
Создавая свой курс, вы помогаете студентам получить дополнительные навыки и компетенции, увидеть на практике связи между различными дисциплинами и областями знаний, найти и построить свой собственный вектор развития.
Сообщество преподавателей элективных курсов позволяет:
- получить методическую поддержку и возможность профессионального развития, участвуя в рабочих семинарах, мастер-классах и обмене опытом;
- реализовать авторские образовательные идеи и преподавать в соответствии с собственными исследовательскими и профессиональными интересами;
- сотрудничать и создавать совместные курсы в коллаборации друг с другом;
- публично заявить о себе и своем опыте (истории успешных курсов будут опубликованы на платформе сообщества, наиболее популярные элективы будут отмечены за инновационность подхода и тематики).
Какие функциональные ограничения существуют для элективной дисциплины?
Объем отдельной элективной дисциплины — 2 з.е. (16 л., 16 пр.з., форма аттестации — зачет). Формат реализации электива преимущественно гибридный (сочетание онлайн и оффлайн формата). Образовательный результат элективной дисциплины не должен совпадать с образовательным результатом какой-либо из дисциплин, изучаемых в рамках обязательной части образовательной программы.
Кто может подать заявку на реализацию элективной дисциплины?
Преподаватели и сотрудники любого структурного подразделения Академии, обладающие подтвержденным опытом преподавательской, научно-исследовательской или практической деятельности в заявленной тематике элективной дисциплины.
Что учитывается в критериях отбора?
При отборе элективов для их включения в образовательное пространство Академии учитываются:
- Соответствие содержания курса актуальной проблематике;
- Авторский характер курса, оригинальность предлагаемой темы, содержания и формата реализации;
- Использование в реализации дисциплины образовательных технологий, предполагающих активные формы обучения: проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение, исследовательское обучения, игровые технологии и др;
- Соответствие содержания курса ключевым запросам работодателей, предъявляемым к универсальным компетенциям, навыкам и личным качествам будущего специалиста;
- Методическая проработанность курса, в том числе адаптивность дисциплины для студенческой аудитории различных образовательных программ и наличие возможностей дифференцированного обучения внутри курса.
Как подать заявку?
Для подачи заявки заполните форму до 30 мая 2025 года. Лучшие курсы будут включены в элективное пространство Академии уже в следующем учебном году.
Вместе мы строим образование, которое работает на результат!
Остались вопросы?
-
Центр модулей и элективов Общеакадемического факультета: electives@ranepa.ru
-
Методическая поддержка при разработке элективных дисциплин: metod-of@ranepa.ru