• Электронная приемная
    Доступная среда

    Инклюзивное образование в Академии

    Приоритетной задачей Президентской академии является реализация принципов инклюзии, что означает создание дружественной и доступной образовательной среды, учитывающей интересы и потребности студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
    Инклюзивное образование в Академии

    Доступная среда в Академии

    Выберите...

    Центральный кампус Академии
    Подробнее

    Центральный кампус Президентской академии

    Для людей с инвалидностью, передвигающихся на кресло-колясках, имеется доступный проезд. На территории Академии установлены информационные схемы расположения учебных и жилых корпусов для самостоятельного ориентирования и перемещения в нужном направлении. Информационные схемы снабжены QR — кодом, который позволяют сканировать информацию с помощью смартфонов.

    В Академии имеются специальные подъемные устройства, внутренние стационарные пандусы, лифты, помогающие инвалидам на креслах-колясках преодолевать лестничные марши. Стеклянные двери внутри Академии имеют необходимую контрастную маркировку, которая информирует слабовидящих студентов о наличии препятствия.

    Учебные корпуса Академии представляют собой мобильные трансформирующие пространства, которые легко адаптируются под потребности и возможности студентов с инвалидностью, имеющих различные нарушения.

    5 корпус Центрального кампуса Президентской академии

    Входная группа 5 корпуса имеет стационарный пандус, кнопку вызова помощника, перед входом название учебного корпуса продублировано вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля. На каждом этаже имеются поэтажные мнемосхемы расположения помещений.

    Стеклянные двери внутри учебного корпуса имеют необходимую контрастную маркировку, которая информирует слабовидящих студентов о наличии препятствия. В здании имеется адаптированный лифт. Санитарно-гигиеническое помещение соответствует потребностям обучающихся с инвалидностью.

    Внутренние холлы учебного корпуса способствуют максимально комфортному и самостоятельному перемещению студентов с инвалидностью. Комфортные зоны отдыха позволяют студентам с инвалидностью отдохнуть в перерывах между занятиями. Гардероб и зона фудкорта имеет пониженные стойки. Нумерация учебных кабинетов продублирована табличками рельефно-точечным шрифтом Брайля.

    Учебный корпус по адресу ул. Товарищеский переулок, 19

    Входная группа учебного корпуса имеет кнопку вызова помощника, перед входом название учебного корпуса продублировано вывеской, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля. На каждом этаже имеются поэтажные мнемосхемы расположения помещений.

    В здании имеются пиктограммы, информирующие о направлении движения и возможных препятствиях. Название помещений учебного корпуса продублированы табличками с тактильным рельефно-точечным шрифтом Брайля. Место приема пищи (столовая) обозначено соответствующей пиктограммой и имеет свободный доступ. Первые и последние ступени лестниц имеют соответствующую маркировку.

    Нормативные документы

    В структуре Управления реализации программ высшего образования функционального блока «Высшее образование» с сентября 2024 года функционирует направление «Инклюзивное образование», руководителем которого является кандидат социологических наук, доцент Гузель Газимовна Саитгалиева.

    Данное направление оказывает консалтинговую поддержку всем заинтересованным участникам по вопросам создания специальных условий для обучения студентов с инвалидностью.

    Под ее руководством постоянно актуализируется система учета численности обучающихся с инвалидностью в Президентской академии.

    Настроена система взаимодействия со всеми структурными подразделениями, которые участвуют в обучении и сопровождении студентов — инвалидов. Г.Г. Саитгалиева организует и проводит консалтинговые встречи по вопросам создания доступной среды, по вопросам приема, обучения, сопровождения, содействия трудоустройству лиц с инвалидностью, процедуре прохождения независимой оценки качества (НОК). 

    Отдельным направлением работы является выстраивание продуктивного взаимодействия с филиалами Академии по вопросам совершенствования инклюзивных процессов в высшей школе.

    Сотрудники

    Саитгалиева Гузель Газимовна
    Руководитель направления

    Саитгалиева Гузель Газимовна

    Руководитель направления

    Кандидат социологических наук, доцент

    Г.Г. Саитгалиева более 25 лет занимается проблематикой людей с инвалидностью.

    С 2016 года была участником реализации Федерального проекта создания и развития деятельности сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с лиц с ОВЗ, созданных на базе вузов. С 2019-2023 гг. являлась директором Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе ФГБОУ ВО «МГППУ».

    В 2021 — 2022 году Саитгалиева Г.Г. принимала активное участие в разработке модели реабилитационно-образовательной среды в вузе, в котором обучаются студенты с инвалидностью. Функционирование таких реабилитационных площадок создает для данной категории обучающихся возможность повышения доступности к более качественному освоению образовательных программ высшего образования и формирует условия, обеспечивающие инклюзивную образовательную среду дополнительными реабилитационными ресурсами.

    При непосредственном участии Гузель Газимовны разработаны программы подготовки инклюзивных волонтеров для сопровождения студентов с инвалидностью в процессе получения высшего образования.

    За период с 2019 года под ее руководством подготовлено и опубликовано 3 учебных пособия по различным направлениям обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузе: «Инклюзивное высшее образование: практики обучения и сопровождения студентов с инвалидностью» (2020 г.), «Организация доступной образовательной среды для студентов с инвалидностью в вузе» (2022 г.), «Организационно-управленческие основы инклюзивного высшего образования» (2023 г.). Учебные пособия успешно используется сотрудниками вузов при работе с данной категории обучающихся. Подготовлено и издано 3 сборника практик обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, реализуемых в вузах Российской Федерации (2019 г., 2020 г., 2023 г.). Разработаны методические рекомендации по актуальным направлениям сопровождения обучения студентов с инвалидностью в вузе: «Проектирование и разработка образовательной программы высшего образования, учитывающей специальные условия обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ», «Особенности организации и проведения практик студентов с инвалидностью и ОВЗ», «Организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации студентов с инвалидностью и ОВЗ».

    С 2019 г. по настоящее время Гузель Газимовна является членом рабочей группы при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по созданию специальных условий и по оценке доступности образовательных организаций высшего образования для инвалидов, а также совершенствованию системы мониторинга доступности образовательных организаций высшего образования для инвалидов; рабочей (экспертной) группы по профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся в образовательных организациях высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и содействия в трудоустройстве инвалидов-выпускников основных образовательных программ высшего образования; рабочей (экспертной) группы по адаптации учебно-методического обеспечения для лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающимся по основным образовательным программам высшего образования.

    С 2021 года — член аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

    С 2021 года Саитгалиева Г.Г. является экспертом Центральной конкурсной комиссии Всероссийского конкурса профессиональных достижений «ИнваПрофи» среди работников образовательно-реабилитационных организаций для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. С 2022 года Г.Г. Саитгалиева является Членом Учебно-методического объединения федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

    С 2017 года являюсь сертифицированным экспертом по созданию Доступной среде для МГН.

    Имеет более 70 публикаций, из них статей в журналах, из списка, рекомендованных ВАК РФ — 26. За период с 2005-2023 года опубликовано 3 монографии, 8 статей в журналах базы Scopus и Web of Science. Индекс Хирша — 8.

    Бойко Петр Иванович
    Ведущий специалист

    Бойко Петр Иванович

    Ведущий специалист
    Работает в Академии с 2018 года. Имеет высшее образование по направлению 44.03.03 Сурдопедагогика и богатый опыт работы со студентами с инвалидностью с различными нозологиями: нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата. Осуществляет консалтинговую поддержку сотрудников Академии по вопросам создания доступной среды. Оказывает помощь студентам с инвалидностью при выполнении учебных заданий, информационную поддержку студентам и преподавателям по использованию специального технического оборудования.

    Контакты

    Телефон

    +7 (499) 956-91-45

    Адрес

    г. Москва, проспект Вернадского, дом 84, стр. 1, (общ. №1), каб. 404, 4‑й этаж

    Остался последний шаг:)

    Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.