С 2025 года все программы бакалавриата и специалитета московского кампуса Академии реализуются по единой структурной модели. Такой подход позволит обеспечить стабильно высокий уровень подготовки студентов на всех её этапах, при этом давая возможность легко адаптировать учебные планы под индивидуальные академические запросы и карьерные цели. Подробнее об особенностях внедренной принципиальной модели образовательных программ рассказывает проректор Президентской академии Владимир Колодкин.
Ядро образовательной программы
В последнее время в университетском сообществе все чаще стали говорить о «ядре» образовательных программ. Под этим термином подразумевается некая единая базовая часть, которую необходимо освоить всем студентам либо университета, либо факультета, чтобы затем быть готовыми к изучению дисциплин, погружающих в специализацию. Министерство науки и высшего образования России сейчас активно привлекает вузовское сообщество к разработке единого социо-гуманитарного ядра всех образовательных программ в стране. Президентская академия активно участвует в этом процессе – и в грядущем учебном году мы готовы представить свое концептуальное и методологическое видение ядерной части всех программ бакалавриата и специалитета, реализуемых в нашем вузе. Над его сборкой работает большой коллектив преподавателей, исследователей, практиков и экспертов в области современной педагогики.
Важно подчеркнуть, что в Академии давно задумались над необходимостью формирования такой важной и «сквозной» части всех программ. Абитуриенты зачастую имеют разный бэкграунд и уровень подготовки после школы, и мы считаем важным помочь им определить этот уровень и добрать недостающие фундаментальные знания, выявить свои предрасположенности и базовые способности. В то же время нужно заложить основу для профессионализации студента, а также для его причастности к ценностям и ориентирам Президентской академии. Поэтому ядро, с одной стороны, отвечает за ценности, поведенческие коды и формирование зрелой гражданской позиции, а с другой — обеспечивает знаниевый и компетентностный фундамент. За каждую из этих задач отвечают разные части ядра, которое в общей сложности длится от одного года до полутора лет.
Одна часть ядра называется «социогуманитарной», а другая — «фундаментальной». За социогуманитарное ядро, общее для всех студентов Академии, отвечает преподавательский коллектив Общеакадемического факультета. Это уникальный случай в истории Академии — во всех программах бакалавриата и специалитета, а у нас их более 80, будет одинаковый набор из 8 дисциплин, который первокурсники будут осваивать в течение первого года обучения. Социогуманитарная часть ядра направлена на формирование творческой, думающей, патриотически настроенной личности, обладающей системным и критическим мышлением, способностью к саморазвитию и работе в команде. Кроме того, единое социогуманитарное ядро способствует развитию общеакадемического сообщества, увеличивает социальный капитал наших выпускников. После окончания обучения, когда они пойдут в разные профессии, в разные уголки мира, у них будет нечто общее внутри: общие преподаватели, общие академические привычки, общие традиции и общие знания и обширный круг коллег и партнеров.
Другая, фундаментальная, часть ядерного блока является базой для последующего освоения специализированных профессиональных знаний и умений. Содержание и форма реализации фундаментального ядра зависит от того направления подготовки или сферы деятельности, к которой относится программа. Наиболее подходящую конфигурацию этой части ядра для каждой сферы деятельности выбирает преподавательский коллектив, исходя из особенностей образовательных программ этой сферы деятельности.
Профессиональный базис
Следующий важный структурный блок образовательной программы — профессиональной базис. Именно он определяет уникальность содержания образовательной программы, её отличия от всех других программ. Профессиональный базис — самый объемный элемент в принципиальной структуре учебного плана, он составляет порядка 90 зачётных единиц (для сравнения — объем всей программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц) и длится примерно полтора года. По структуре этот блок напоминает пазл — может идти в параллель с другими элементами, и освоив хотя бы часть базиса, студенты могут начать освоение более глубокой специализации, параллельно продолжая осваивать проф. базис.
С профессиональным базисом неразрывно связаны профессиональные треки программы, которые составляют 30 зачётных единиц. В каждой программе представлено несколько треков, из которых студент выбирает только один. Трек оттачивает навыки студента под конкретную специфику или направленность профессии, его выбор зависит от типа или темы деятельности, которой хочет заниматься будущий специалист. Приведу пример: можно быть спортивным журналистом, а можно быть журналистом-колумнистом или журналистом-аналитиком — зависит от того, с каким типом информации работает журналист. Кроме того, можно быть обозревателем, а можно — репортёром, поэтому журналисту нужно выбрать либо тип жанров, с которыми он работает, либо тип информации, пул тем. В контексте образовательной программы это и есть разные треки.
Резюмируя, скажу, что базис — это то общее, что все профессионалы определённой сферы должны изучить, а профессиональный трек — это те уникальные знания и навыки, которые способствуют профессиональной специализации студента.
Уникальные элементы образовательных программ Президентской академии
В любой части программы: и в ядре, и в профессиональном базисе, и в профессиональном треке могут быть дисциплины как чётко предустановленные и обязательные к освоению, так и выборные. Под них бронируется ячейка в учебном плане, и студент обязан освоить этот объём знаний, но его наполнение он выбирает из предложенного перечня. Дисциплины по выбору еще называют «элективами». Пока студент находится в ядре, у него будут ядерные элективы, которые помогут углубиться в текущую или схожую тематику в рамках учебного плана. Если он уже в профессиональном базисе или профессиональном треке, мы будем через элективы углублять его профессиональные компетенции или помогать ему получить дополнительную квалификацию.
Особо удачные дисциплины по выбору мы предлагаем руководителям программ выносить в нашу особенную часть принципиальной структуры — общеакадемическое элективное пространство. Для этого дисциплины стандартизируют: им придают одинаковую структуру, трудоёмкость и планируют в расписании на одинаковые временные слоты, чтобы студенты из разных программ могли их выбрать для размещения в свой сетке расписания. После этого составляются пререквизиты, то есть набор условий, при которых студент может начать её изучение: к одним элективам студент может приступить с нулевой подготовкой, в то время как для других ему понадобится определённый уровень подготовки или конкретная изученная дисциплина. Таким образом, мы постепенно формируем общеакадемическое пространство, внутри которого, соблюдая требования к разработке дисциплин, программы могут обмениваться курсами не только внутри московского кампуса Академии, но и с филиалами в регионах и даже в перспективе с другими вузами. Это особая взаимосвязанность и взаимообогащение, которое позволит нам делиться нашим образовательным содержанием с коллегами.
Студенты получают сильную компетентностную базу, а как они учатся применять это в жизни?
Для этого существует отдельный блок в структуре программ — практики. Мы выделяем его как раз потому, что практика не формирует новую компетенцию. Она погружает студента в реальную деятельность и позволяет попробовать то, что он освоил в ядре, профессиональном базисе или профессиональном треке. В рамках практической подготовки студенты выполняют реальные проекты или задачи, сформулированные заказчиком, а потом получают обратную связь по качеству проделанной работы. Практики идут в параллель с другими элементами программы, это отдельное образовательное пространство со своими правилами, своим темпом, и поэтому оно достойно выделения в отдельную часть учебного плана.
В отдельный элемент программы выделена и государственная итоговая аттестация. Расскажите немного о ней.
Государственная итоговая аттестация — это не дисциплина и не практика, это особая часть программы, в рамках которой студент должен продемонстрировать соответствие своей квалификации. Есть всего две части образовательные программы, в которых студент не получает новых компетенций и знаний: это практика и ГИА. Во время практики студенты закрепляют полученные знания, а на ГИА — демонстрируют их в виде научно-исследовательской разработки или внедрения. Если это хороший выпускной проект или даже стартап — это тоже компетентностный прирост студента.
В принципиальной структуре образовательной программы есть ещё одна часть — факультативы. Почему она вынесена за пределы схемы?
Факультативы — это дисциплины сверх того, что мы предусмотрели в рамках программы (тех самых 240 зачетных единиц), они могут дать дополнительные знания и навыки, а следовательно, не обязательны, поэтому на схеме они расположены обособленно. Студенты имеют право либо взять их и изучить, либо, если программа достаточно плотная, — отказаться. Более того, если студент взял факультатив и не смог его освоить, — можно отказаться от включения факультативной дисциплины в диплом.
Принципиальная модель образовательной программы устроена довольно сложно. Зачем нужно такое количество различных элементов?
Это нужно для того, чтобы обеспечить в каждой программе несколько уровней выборности. Может произойти так: проучившись на программе какое-то время, студент поймёт, что ошибся с выбором. Изменить его с минимальными потерями довольно трудно, но учебные планы Академии позволяют это сделать. Ядро — это та часть программы, тот ее этап, где комфортнее всего сменить программу, если все же такая потребность возникнет, потому что профессиональный базис ещё впереди, а разница в дисциплинах между фундаментальными ядрами вполне посильна для самостоятельного освоения. Таким образом, мы даём студентам право на ошибку и способ её исправить до того, как они приступят к изучению профессионального базиса.
Следующий уровень выборности — это выбор профессионального трека. Важно помнить, что треки привязаны к определённой образовательной программе — нельзя учиться по одному базису, а треки выбрать из другого. Ещё студент может выбирать элективные дисциплины. Здесь начинается сложное распутье: поскольку элективные дисциплины есть и в ядре, и в базисе, и в треке, студент должен чётко понимать мотивацию каждого своего выбора: какую компетенцию он в этот момент усиливает или в каком направлении планирует расширять свой профессиональный набор навыков. Также нужно помнить об особенностях общеакадемических элективов — эти дисциплины доступны всем. Вместе с вами электив могут изучать студенты другой программы, что может послужить хорошей возможностью для нетворкинга.
Представленная модель выстроена вокруг ключевой задачи — формирования выпускника, который не просто обладает суммой знаний, но и умеет эффективно применять их на практике, осознанно выстраивая свою профессиональную траекторию. Сочетание универсального ядра, специализированного базиса и гибких элементов выборности позволяет студенту стать не пассивным получателем, а активным конструктором своего образовательного пути. В результате выпускник Академии получает не просто диплом, а комплекс компетенций, ценностных ориентиров и уникальный опыт, позволяющий ему уверенно адаптироваться к изменениям и достигать успеха в выбранной сфере.