Тренды в области подготовки кадров и технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе обсудили эксперты Президентской академии на ХI международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2024».
Проректор по науке Артур Азаров в своем докладе на экспертной панели «Динамика декарбонизации экономики России в условиях изменения климата» рассказал о новой образовательной реальности и ESG-стратегии в образовательных программах.
Мир переживает эпоху стремительных перемен, которые затрагивают все аспекты экономической жизни общества. В условиях глобальных вызовов – современные геополитические изменения, ускоряющаяся цифровизация, урбанизация – исчерпаемость природных ресурсов и изменение климата, традиционные модели экономического развития теряют свою актуальность. На смену им приходит новая экономика – знаний, инноваций и устойчивого развития. В ее основе – интеллектуальный труд, высокие технологии, экологическая ответственность и гибкость,
Технологии развиваются, рынок труда меняется, требования к профессиям усложняются. Современным сотрудникам нужно быть гибкими и уметь справляться с изменениями, обладать разносторонними знаниями в разных областях. Учебные заведения также должны быстро реагировать на такие вызовы и запросы. Чтобы подготовить специалистов, которые будут востребованы сегодня, нужно использовать современные методы обучения, но не забывать о фундаментальных знаниях. Это позволит следовать актуальным тенденциям в сфере образования.
Во-первых, переход к личностно-ориентированному обучению. В Президентской академии разработана методология личностно-профессиональной диагностики для оценки кандидатов в резерв управленческих кадров под патронажем Президента России. За 10 лет своего существования ее участниками стало более 200 тыс. руководителей.
Второй тренд тесно связан с первым. Он говорит о том, что все больше внимания уделяют тому, насколько хорошо специалисты освоили навыки и знания. А вот чтобы измерить это и оценить – нужно обязательно учесть то, как человек умеет применять полученные компетенции на практике.
Третий тренд – это активное внедрение онлайн-технологий в обучение, что позволяет создавать индивидуальные учебные планы с учетом потребностей обучающегося, вуза и работодателя. В этом плане в Президентской академии в каждой программе есть онлайн-компоненты.
Непрерывное обучение в течение всей жизни – четвертый тренд. В Академии есть сотни программ повышения квалификации и переподготовки, позволяющие специалисту с любым опытом работы повысить свой профессиональный уровень.
Эксперты Института общественных наук (ИОН) Президентской академии организовали два круглых стола, сфокусированных на применении искусственного интеллекта в образовании: «Комплексная оценка интеллектуального капитала вузов с помощью технологий ИИ» и «Внедрение технологий ИИ в образовательные процессы на разных программах».
Мы провели анализ более 3000 рабочих программ дисциплин по направлению государственного и муниципального управления с помощью технологий искусственного интеллекта. Это позволило нам получить уникальные инсайты о качестве и актуальности наших образовательных программ,
Эксперты института рассказали, что с помощью искусственного интеллекта создана база данных, позволяющая оценивать сложность, нагрузку и правильность построения учебных планов. В перспективе это поможет разработать рекомендательную систему для новых рабочих программ дисциплин. В целом же внедрение искусственного интеллекта позволит освободить преподавателей от рутинной работы и даст им возможность сконцентрироваться на концептуальных вещах. По мнению экспертов, это приведет к качественному скачку в развитии компетенций педагогов. Что касается студентов, им важно показать ценность интеллекта и креативности.
Когда в основе использования ИИ лежит собственный смысл и идея, результат становится намного интереснее и качественнее. Очень важно воспитать в современных студентах тягу к энтузиазму,