5 июля на площадке Президентской академии открылась двухдневная Стратегическая сессия по работе с филиалами образовательных организаций высшего образования. Представители российских вузов с разветвленной филиальной сетью впервые собрались обсудить как единые подходы к реализации воспитательной работы и молодежной политики, так и барьеры, препятствующие развитию этого направления.
Место для проведения стратегической сессии было выбрано не случайно. Президентская академия – вуз с самой разветвленной сетью филиалов, объединившей 47 региональных представительств. Кроме того, как отмечают в Минобрнауки, здесь накоплен значительный опыт работы с молодежью, пригодный для масштабирования по всей стране.
Одной из центральных задач сессии стал обмен лучшими методиками воспитательной работы со студентами. Обсудили участники и другие важные вопросы: как привлечь учащихся в проекты и программы, направленные на профессиональное и личностное развитие; как создать возможности для самореализации студентов и вовлечь в жизнь «большого вуза» студентов филиалов из числа заочников; можно ли измерить эффективность воспитательной работы и как учесть особенности филиалов при ее построении.
С основным докладом выступила заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова.
Поблагодарив Академию за площадку для пилотного мероприятия, замглавы Минобрнауки России подчеркнула: «Уверена, что все приехавшие сюда почувствуют дух Президентской академии, оценят кампус, который бурно развивается и строится. Академия – это визитная карточка нашей системы высшего образования, это лучший вуз, где есть практики, которым нужно учиться, которые можно брать и масштабировать на всю нашу страну!»
«Центральная задача системы образования – развитие потенциала каждого человека и его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности, – напомнила спикер. – За годы студенчества мы должны сделать традиционные ценности настолько устойчивыми для наших ребят, чтобы никто не смог повести их в другом направлении. Но воспитательный процесс – это не только вторая половина дня! Он идет и во время учебы, особенно, на предметах социально-гуманитарного блока. Важную роль здесь играет курс «Основы российской государственности», который уже прошли первокурсники, а с 2024 года будет изучать 2 курс».
Сказанное в полной мере относится и к филиалам университетов, подчеркнула Ольга Петрова: «Мы должны создать все условия, чтобы между студентами филиалов и головного вуза не было больших отличий. Студенты филиалов – это часть «большого университета». Они интегрированы в сферу федеральных проектов наравне со студентами головного вуза, они получают такие же дипломы. Перед студенчеством нашей страны открыты неограниченные возможности. Ключевая задача – обеспечить к ним равный доступ».
Более того. Университет, подчеркнула спикер, - это фундаментальная точка работы с не только «своей» молодежью. Часто – это единственное место в городе, где есть большой зал, техническое оборудование, библиотека, спортзал. И в этой связи на первый план выходит принцип открытости вузов для местных жителей. В одном из университетов, например, недавно открылась первая в стране «ночная библиотека, а загрузка пространств Президентской академии на выходных такова, что на территорию Академии труднее попасть, чем в учебные дни. Это значит, что вуз живет!» – подчеркнула Ольга Петрова.
Другая практика Академии, о которой рассказала на сессии замминистра науки и высшего образования, – «обмен студенческими группами между филиалами и Московским кампусом. Это – очень большая работа, но она прекрасно влияет на развитие студентов».
«Задача филиалов – чтобы студент не уехал в Москву, а остался в родном регионе учиться, а, выучившись, – его развивал. Наша задача – подкрутить то, что пока недостаточно эффективно работает и двигаться дальше. Давайте превратим все сложности и минусы в плюсы», – подытожила Ольга Петрова.